Владислав Халамов: В «Кванториуме» дети будут создавать не просто проекты, а предложения для хорошего стартапа

03.10.2018

Совсем скоро на Южном Урале распахнут свои двери детские технопарки -«Кванториумы». Что скрывается за этим названием, кому адресован масштабный проект, в чем его уникальность и новизна, рассказал агентству Mega-U.ru Владислав Халамов, директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области (регионального оператора проекта).

— Детский технопарк «Кванториум» — звучит очень красиво и претенциозно. Предполагается, что именно здесь будут формировать инженеров будущего. Владислав Николаевич, чем же будет отличаться «Кванториум» от дополнительного технического образования, которое существует и сейчас (тем более что он структурно является частью ДЮТТ Челябинской области)?

— Я бы сказал, что это еще очень амбициозный проект, который реализуется при поддержке губернатора и правительства Челябинской области. Задача «Кванториума» — воспитать инженеров нового типа. Мы привыкли к тому, что обучение ведется по одной модели: есть учитель, который объясняет материал, направляет, а обязанность ребенка – все это выучить и запомнить. Потом в лучшем случае знания отрабатываются на практике и становятся навыками, а в худшем – считаются ненужными и кладутся на полку забвения. С этим сталкиваются и учителя и родители, вроде бы ученик был на уроке, а по факту ничего не усвоил. Дети часто не понимают, зачем им запоминать формулы, учить наизусть даты исторических событий и т. п.

«Кванториум» предлагает совершенно другую модель. В технопарке дети получают не столько конкретные, хардовые, навыки — пилить, строгать, чертить, сколько возможности для развития 4К-компетенций: коммуникации, креативности, критического мышления и командной работы. Последние наблюдения психологов, анализ успеваемости и успешности детей и взрослых показывают, что именно эти способности позволяют добиваться высоких целей и предлагать миру новые, востребованные идеи.

Именно поэтому акцент в работе «Кванториума» сделан на проектной работе, то есть детям ставится задача, которую они должны решить. Это не рефераты или исследовательские работы, которые хороши только на бумаге, а настоящие предложения для хорошего стартапа. Например, многие сталкиваются с тем, кто будет поливать цветы или кормить рыбок во время отпуска. Детям вполне под силу решить этот вопрос, создав систему автоматизированного полива или кормления. Это вариант для занятий с младшими школьниками. Ученики старших классов будут изучать проблемы, которые сегодня стоят перед реальными предприятиями. Мы уже заключаем с ними договоры о сотрудничестве и взаимодействии.

Могу привести наглядный пример. Наши школьники изучали работу почтовых отделений и были удивлены тому, что некоторые производственные этапы не автоматизированы. Они предложили свои решения проблемы. Для этого им потребовалось изучить историю почты, побывать на реальном отделении, применять знания робототехники, программирования, экономики, чтобы доказать выгоду автоматизации процесса, презентовать свой проект. Им заинтересовался заместитель генерального директора по информационным технологиям «Почты России» и поручил своим подчиненным изучить работу школьников.

Понимаете, в работе над такими проектами дети уже не спрашивают, зачем им эти знания или почему нужно уметь работать с 3D-принтеров. Они сами лезут в учебники, «трясут» педагогов, чтобы сделать хороший продукт. У них появляется мотивация, которая идет изнутри.

Такая модель является логическим продолжением всех классической системы дополнительного образования, реализуемой в ДЮТТ, и основывается на ней, как на прочном фундаменте. Ведь инженер будущего должен обладать не просто уметь работать на суперсовременном оборудовании, но и обладать прочными фундаментальными знаниями. Как невозможно работать над созданием суперкомпьютера, не обладая базовых знаний в электротехнике.

— На создание «Кванториумов» на Южном Урале были выделены десятки миллионов рублей, анонсировалось, что дети будут заниматься в необычных помещениях и на современном оборудовании. Удалось ли решить эту задачу? Что из себя представляет челябинский «Кванториум»?

— Для «Кванториума» создается принципиально другое образовательное пространство. Невозможно учить детей новому в старых условиях. Мы хотим, чтобы дети и родители заходили в технопарк и удивлялись тому, как всё вокруг здорово. Даже цветовая гамма для «Кванториумов» подбиралась с учетом мнения психологов.

Для ремонта и оформления помещений разрабатывался специальный дизайн-проект, который воплотил в себе современный стиль и великолепную эргономику помещений, что позволит детям почувствовать себя не просто в будущем, но и причастными к созданию этого будущего.

Фактически «Кванториум» представляет из себя набор лабораторий (квантумов), в Челябинске их шесть - Авто, Аэро, Робо, IT, Промдизайн и Хайтек, VR (виртуальная реальность). Но самое важное, что это не отдельные секции, а лаборатории, связанные друг с другом. При работе над каким-то проектом школьникам могут понадобиться знания из очень разных сфер, здесь у них будет возможность получить все в одном месте.

Подготовка помещений еще идет, а мы уже начинаем получать заказанное оборудование. Это современные станки, наборы конструкторов, квадрокоптеры, причем очень мощные, которые могут использоваться для решения задач, поставленных Министерством обороны или МЧС. Это тоже показатель доверия к школьникам и их потенциалу.

— Другая не менее важная составляющая – это педагоги. Они тоже должны быть особенные. Где вы брали кадры, что они из себя представляют?

— Абсолютно верно. Новая модель обучения требует и педагогов новой формации. Мы подбирали кадры, как имеющие серьезный педагогический опыт, так и молодые, но с большим желанием работать и продвигать технологии будущего. И самое интересно, что молодые педагоги сделали просто поразительный рывок. Сейчас они показывают фантастические результаты при работе с детьми по техническим направлениям.

Помимо этого педагоги прошли специальное обучение по своим направлениям в Москве. В научном центре «Сколково» они перенимали опыт у лучших преподавателей.

— На сайте проекта уже активно идет запись в различные квантумы. Какие направления особенно популярны, а какие, на Ваш взгляд, быть может, недооценены родителями? Сколько детей уже набрано?

— Популярными являются все квантумы, но лично мне нравятся Робоквантум и Аэроквантум, и это понятно, поскольку они самые зрелищные. Однако я бы не стал акцентировать на этом внимание, потому что дети в процессе своего обучения столкнутся с различными направлениями, смогут составить о них более полное мнение и перейти из одного квантума в другой.

Сейчас мы совместно с преподавателями ведем серьезную работу по представлению своих технических направлений в социальных сетях, на выставках.

Вообще, суммарное количество набранных детей по списку уже превысило 1000 человек и заявки продолжают поступать.

— Ранее сообщалось, что занятия в «Кванториуме» будут бесплатными. Так ли это на самом деле? На сайте есть раздел «Платные услуги» — на кого он рассчитан?

— В «Кванториуме» предусмотрено более 1000 бесплатных мест, дополнительно детей будем принимать на внебюджетной основе.

Сейчас решается вопрос о том, чтобы школьные уроки технологии проводились в «Кванториумах». Для этого может выделяться один школьный день. Таким образом, дети смогут создавать свои проекты в рамках обычной учебной программы.

— Что Вы можете посоветовать детям и родителям? Как сделать выбор? Можно ли, предположим, позанимавшись на одном направлении и поняв, что это не твое, перейти на другое? Есть ли шанс у подростков 16―17 лет за сравнительно короткое время в «Кванториуме» определиться со своими профессиональными предпочтениями?

— Я еще раз подчеркну, что все направления обучения в «Кванториуме» взаимосвязаны, поэтому ребята смогут попробовать себя, поработав в нескольких квантумах. Помимо этого, выбор можно сделать заранее, после экскурсии или посещения Дней открытых дверей.

Но думаю, что подростки 16―17 лет уже в значительной степени определились с кругом своих интересов, что упростит их выбор. И в «Кванториуме» они не просто продолжат обучение на более высоком уровне в реализации своих идей, проектов.

— Когда состоится официальное открытие «Кванториума» в Челябинске?

— Планируется, что это произойдет примерно в середине ноября, сразу после окончания ремонтных работ. Открытие «Кванториума» станет первым шагом на пути к развитию дополнительного образования.

Кстати, в будущем появятся и мобильные технопарки — на автобусах или поездах, чтобы стать «кванторианцами» могли не только челябинские школьники, но и ребята из отдаленных районов области и маленьких деревень.

Справка: В 2017 году Министерство образования и науки РФ одобрило заявку Челябинской области на создание сети детских технопарков, федеральный бюджет выделил на эти цели более 67,6 млн рублей. До конца года в России будет открыто 85 «Кванториумов», они созданы в 35 регионах страны. «Кванториумы» – современные технопарки для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Региональным оператором «Кванториумов» назначен Дом юношеского технического творчества Челябинской области. Они формируются на базе Южно-Уральского государственного университета и Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

НОВОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОГО «КВАНТОРИУМА»:

https://vk.com/kvantorium174

https://robo74.ru/kvantorium

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
r
1
x
L
5
S
Enter the code without spaces.