Делегаты VIII Съезда некоммерческих организаций России поддержат Владимира Путина на предстоящих президентских выборах

19.12.2017

В Москве 12-14 декабря прошел VIII Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие около полутора тысяч делегатов из 83 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Германии, Азербайджана, Италии, Казахстана, Кубы, Туркменистана, Испании, Дании, Латвии, Молдавии, Белоруссии и других стран, сообщают организаторы форума.

Организатором Съезда выступил Общенациональный союз некоммерческих организаций. Съезд прошел при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей руководства федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, социально ответственного бизнеса, наиболее авторитетных некоммерческих организаций, известных государственных и общественных деятелей.

В рамках двух пленарных сессий, расширенного заседания Президиума Общенационального союза некоммерческих организаций и Всероссийской конференции ГОСГРАНТ 2017 обсуждались вопросы выполнения указов и поручений Президента РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов в части развития некоммерческого сектора в России, а также вопросы совершенствования системы государственной поддержки НКО. Представители общественности констатировали, что последовательная и системная политика Президента РФ Владимира Путина в отношении третьего сектора позволила определить особую роль НКО как поставщика социальных услуг населению.

Также представители НКО обратили внимание, что, несмотря на кризисный период и повсеместное сокращение бюджета, президентом был увеличен размер государственной поддержки некоммерческих организаций.

Делегаты Съезда с большим воодушевлением отнеслись к предложению президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра Айгистова поддержать кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах 2018 года.

«Мы искренне ценим заботу действующего президента о некоммерческом секторе страны, о простом человеке. Это и увеличивающаяся помощь семьям, и качественные улучшения в сфере образования, и решение сложнейших проблем здравоохранения, и многое, многое другое, что имеет непосредственное отношение к тому, чем занимается каждая НКО», – отметил Александр Айгистов.

Опираясь на предложение учредителей Общенационального союза некоммерческих организаций, Съезд НКО России принял решение поддержать кандидатуру Владимира Путина на должность Президента РФ в избирательной кампании 2018 года.

Предложения делегатов Съезда, связанные с развитием некоммерческого сектора, озвученные на мероприятии, стали своеобразным напутствием будущему главе государства.

В частности, представители НКО инициировали создание Стратегии развития некоммерческого сектора в Российской Федерации. Несмотря на то, что в отдельных регионах страны органами государственной власти утверждены программы государственной поддержки некоммерческих организаций, но они, как правило, являются локальными и имеют ограниченный срок действия. Во многих субъектах РФ они вообще отсутствуют. Стратегия же будет единым документом на уровне страны, обобщающим основные направления развития некоммерческого сектора в России и предполагающим собственную дорожную карту.

Как отметил Александр Айгистов, в эпоху кризисов и перемен, когда мы оказываемся в сложной международной обстановке, вынуждающей нас спешно наверстывать технологическое отставание и отчаянно бороться с понижением уровня жизни и бедностью, именно третий сектор беспрецедентно дополняет институты власти и бизнеса, и именно НКО могут стать сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные для государства решения.

Это, безусловно, уже проявляется в особо внимательном отношении власти к возможностям НКО в социальной сфере. Уже сейчас, российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, предстают наиболее значимыми как раз в социальной сфере и в политике.

«Именно мы – представители некоммерческого сектора – в период молчания элит, аккумулируем народную мудрость, интеллект, инновации. Именно мы должны представить нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах», – заявил Александр Айгистов.

По мнению президента Союза НКО, в некоммерческом секторе должны произойти определенные структурные изменения, касающиеся не только установления   прочных горизонтальных и вертикальных связей внутри самих НКО и их объединение по географическому принципу, по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции и др. Чтобы укрепить свои позиции, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов для создания условий, способствующих преодолению различных барьеров.

Таким институтом развития и профессиональным союзом одновременно стал Общенациональный союз некоммерческих организаций, созданный два года назад. Учредители Союза – 192 НКО из 70 субъектов России. На сегодняшний день Союз имеет свои региональные представительства и полномочных представителей в более, чем половине субъектов РФ и 19 миссий за рубежом.

Создание Общенационального союза некоммерческих организаций, консолидацию некоммерческого сектора приветствовала заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту, член Центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Государственной думе ФС РФ Наталья Костенко, которая также заявила о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки некоммерческого сектора.

Депутат сообщила, что уже внесены изменения в действующее законодательство в части предоставления мер финансовой и имущественной поддержки субъектом РФ, муниципальным образованием сроком, не менее, чем на два года, информационной поддержки и поддержки в области дополнительного профессионального образования работников социально ориентированных НКО. Кроме того, при подготовке Федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год учтена позиция депутатов о сохранении финансирования некоммерческого сектора.

Президент Общенационального союза НКО ответил депутату, что для успешной деятельности некоммерческого сектора в России, по его мнению, уже существует достаточно логичная нормативно-правовая база. Безусловно, она нуждается в постоянном совершенствовании. Однако добиться выполнения законов, постановлений Правительства РФ, указов и поручений Президента РФ и отдельных региональных актов не всегда представляется возможным. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования государственных и независимых экспертных структур.

Именно поэтому делегаты Съезда потребовали обеспечить тотальный контроль выполнения всех нормативно-правовых актов в сфере их деятельности. Это, в первую очередь, федеральные законы 7-ФЗ, 40-ФЗ, 442-ФЗ, 212-ФЗ, постановления Правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», другие законы и подзаконные акты.

По данным Росстата, на начало 2017 года в России было зарегистрировано 143,5 тысячи социально ориентированных НКО против 140 тысяч годом ранее, численность работников в них – 708 тысяч человек, против почти 1 миллиона человек в позапрошлом году, это сокращение на 30 процентов, то есть организаций стало больше, а количество работников очень сильно сократилось.

7,5 тысяч НКО сейчас имеют помещения в собственности, против 8,5 тысяч НКО в прошлом году, или на 12%, сократились помещения, передаваемые СО НКО в собственность. 10,5 тысяч НКО используют нежилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе, это против 19 тысяч в прошлом году. То есть площади, предоставляемые СО НКО, из года в год сокращаются.

Свыше 12 тысяч СО НКО в прошлом году занимали помещения, находящиеся в частной или государственной собственности на условиях аренды по коммерческим ставкам. Теперь эта цифра увеличилась до 17 тысяч.

Делегаты Съезда потребовали согласно Постановлению Правительства РФ №1478 пятилетней давности наконец начать вести открытые реестры помещений (имущества), предоставленного НКО в безвозмездное (льготное) пользование. При этом отмечено, что в открытом доступе должны находиться все реестры занятых помещений, помещений, выставляемых на конкурс, а также реестр перспективных помещений.

Отсутствие помещений создает значительные трудности организациям в осуществлении собственной деятельности и весьма негативно влияет на качество оказываемых услуг. В доказательство важности поставленного вопроса делегаты привели печальную статистику о том, что более 73 тысяч СО НКО вообще не имеют площадей (примерно половина всех социально ориентированных организаций). Эта цифра только увеличилась по сравнению с прошлым годом.

Некоммерческий сектор также инициировал необходимость технологического прорыва во взаимодействии НКО и контролирующих органов. По мнению делегатов Съезда, необходимо существенно упростить и автоматизировать взаимодействие НКО и Федеральной налоговой службы, организовав специальный личный кабинет на сайте nalog.ru для каждой организации, позволяющий в автоматическом режиме заполнять упрощенные налоговые формы. Некоммерческим организациям это позволит существенно оптимизировать расходы на ведение бухгалтерского учета, а контрольным органам – получать отчетность в режиме реального времени и, благодаря прозрачности, принимать ситуационные решения относительно предоставляемых льгот для отдельных категорий НКО.

Также делегаты отметили необходимость быстрейшего создания аналогичной электронной системы отчетности для НКО и в Министерстве юстиции РФ.

Что касается грантовой поддержки НКО, делегаты Съезда искренне поблагодарили Администрацию Президента РФ и лично Сергея Кириенко, отметив положительную динамику: появился единый грантооператор Президентских грантов, пакеты заявительных документов упрощены, предусмотрен электронный способ подачи заявки, налажена обратная связь.

Однако, и здесь, по мнению делегатов, предстоит серьезная работа.

Во-первых, требуется разделить проекты не только по направлениям (например, волонтерство, защита семейных ценностей, помощь пожилым и пр.), а прежде всего, классифицировать их по тем параметрам, по которым их вообще можно сравнивать. То есть выработать критерии эффективности именно для подобных, похожих проектов и только потом по ним формально оценивать. Только в этом случае будет возможно обеспечить хоть какую-то объективность при распределении грантов.

А во-вторых, эту объективность, по мнению делегатов Съезда, могут обеспечить новейшие нейронные технологии, искусственный интеллект, по сути, роботы, которые сравнят все параметры, которые может заложить и Счетная палата тоже, изучат и проанализируют все данные, обобщат весь предыдущий опыт и выдадут самый объективный результат, дав полное объяснение этому. Причем все это можно будет наблюдать в прямом эфире на сайте всем заявителям.

Только после нейронного анализа результаты уже можно показать экспертам, которые обсудив их публично, смогут вынести окончательный вердикт.

В-третьих, делегаты Съезда уверены, что результаты любой экспертизы сегодня нужно реализовывать по технологии блокчейн, так, чтобы все данные были не только в базе грантооператора, но и в нескольких других независимых базах. Тогда, по мнению делегатов Съезда, точно никто не скажет, что комиссия что-то подкручивает, изменяет или по-своему интерпретирует.

Что касается системы государственной поддержки, по мнению представителей некоммерческого сектора, необходима новая региональная сервисная модель предоставления поддержки некоммерческим организациям.

Поддержка, в первую очередь, должна быть адресной. Органы власти не должны подходить по одному и тому же шаблону к совершенно разным организациям по масштабу, специфике деятельности и, соответственно, потребностям.

В настоящее время некоммерческим организациям предоставляются гранты, субсидии, имущественный, информационный, образовательный и административный виды помощи. Но зачастую на разных этапах деятельности организации нужны совершенно разные виды поддержки.

Сервисная модель, по мнению делегатов Съезда, предусматривает работу с конкретными задачами и проблемами НКО, а не просто предоставление ей той или иной поддержки, оговоренной в законе и постановлениях, не одноразовую поддержку ее проекта.

Поддержка в рамках сервисной модели должна предоставляться по нескольким категориям. И это – не только гранты и помещения. Это – поддержка в выстраивании межсекторных коммуникаций, в оказании помощи в реализации продукции, помощь в поиске клиентов и партнеров, содействие в сертификации товаров и социальных услуг, помощь в подборе квалифицированных кадров, помощь в выходе на рынок государственных закупок, содействие в организации эндаумент-фондов и многое другое.

Также Александр Айгистов доложил делегатам Съезда о наметившейся положительной финансовой тенденции, касающейся социально ориентированных НКО.

В прошлом году за счет общего увеличения господдержки и за счет возможности предоставления социальных услуг населению за счет бюджета на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 832 миллиарда рублей против 687 миллиардов рублей годом ранее.

«Почему же пока так мало организаций в реестре?» – задал вопрос залу президент Союза НКО. «Прошел год, но, к сожалению, механизмы включения социально ориентированных НКО в реестр поставщиков социальных услуг в регионах РФ оказались слишком забюрократизированы и непонятны».

По мнению Александра Айгистова, до сих пор продолжаются коммуникационные сложности при взаимодействии НКО с органами власти, налицо законодательные барьеры, монополизм коммерческих предприятий, аффилированных с местными властями, а также отказ в доступе к персональным данным получателей соцуслуг.

К сожалению, у сотрудников НКО, предоставляющих такие услуги, пока еще низкая квалификация. Сами услуги этих организаций в подавляющем большинстве случаев не соответствуют критериям государственного задания, а скорее это сервисы, пока никак не сертифицированные государственными инстанциями. У многих социальных НКО, как правило, отсутствует заявляемая материально-техническая база, нет необходимой инфраструктуры. Отсюда и определенное недоверие населения к организациям третьего сектора.

Хоть мы об этом уже целый год говорили, государственные тарифы на оказание социальных услуг, предоставляемых НКО, в отдельных регионах необоснованно низкие, в отличие от услуг ГБУ, что никак не позволяет окупать арендованные площади, коммунальные услуги, оборудование и материалы, не говоря уже про заработанную плату. Хорошо, правда, что изменился в лучшую сторону ранее долгий по времени механизм денежных компенсаций стоимости оказываемых услуг.

К сожалению, и сами СО НКО – поставщики социальных услуг, констатировал Александр Айгистов, не особенно спешат войти в реестр поставщиков таких услуг, их пугает система возмещения затрат, в отличие от уже ставшей привычной системы их авансирования в рамках проектной деятельности. Тем более, что при проектной деятельности не используются такие показатели, как тарифы, качество оказываемой услуги и др.

Делегаты Съезда отметили еще одну причину, осложняющую НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов – это неприспособленная для некоммерческих организаций процедура государственных закупок. К примеру, если выигравшая НКО просит банковскую гарантию на обеспечение контракта – банк запрашивает паспортные данные учредителей организации, которые должны лично прогарантировать своим движимым и недвижимым имуществом возврат обеспечительных средств в случае невыполнения контракта. Однако по седьмому Федеральному закону учредители не несут финансовой ответственности по делам организации.

Представители НКО предложили ввести в 44-ФЗ изменения, регламентирующие возможность отмены или сокращения для НКО обеспечительного взноса при участии в государственных и муниципальных закупках. Это позволит вовлечь большее количество НКО в процесс оказания социальных услуг населению и выполнения проектов в рамках госзаказа.

Также президент Александр Айгистов в связи с обсуждаемой проблематикой вновь предложил руководству страны создать государственный или иной «Банк развития некоммерческого сектора», который выдаст банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантирует финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечит НКО другими кредитами, в конце концов выведет на финансовый рынок новые услуги для НКО. При выдаче грантов и субсидий такой банк гарантировал бы с одной стороны собственную устойчивость (в 2016 году – общих поступлений в секторе 832 миллиарда рублей), а с другой – обеспечивал бы полную прозрачность и движение всех денежных средств в секторе.

Банк НКО, безусловно, решил бы и многие проблемы многочисленных некоммерческих организаций, которые в своих выступлениях на Съезде, призывая о любой помощи, рассказывали о том, как, чтобы выжить, осуществляют свою деятельность только за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации.

Несмотря на озвученные трудности, для их совместного преодоления и движения вперед, делегаты Съезда единодушно согласились, что осознают свой долг перед будущим великой страны и хотят быть частью команды Президента РФ Владимира Путина, которая строит лучшее будущее для новых поколений и для всего мира в целом.

Делегаты Съезда уверены, что живут в эпоху перемен и изменений, что смогут многое изменить, многим помочь, а главное – смогут измениться сами.

Добавим, что проходивший в течение трех дней Съезд объединил 18 мероприятий различного формата, на которых выступило более 100 делегатов. В рамках Съезда также прошли: Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ», Церемония вручения Национальной общественной премии «Атлант», Форум «Инфо=ОБЩЕСТВО», «Депутатский час» – встречи в формате «один-на-один» членов Государственной Думы ФС РФ с руководителями НКО, семинары, мастер-классы и интерактивы по ключевым направлениям деятельности НКО.

IX Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован в период с 11 по 13 декабря 2018 года в Москве.

ОРГАНИЗАТОР

  • Общенациональный союз некоммерческих организаций
  • Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО»  

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР

  • Благотворительны фонд «Радуга жизни»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР

  • Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

  • Общество с ограниченной ответственностью "Потенциал"
  • Общество с ограниченной ответственностью «Полиматика Рус»
  • Региональная общественная организация инвалидов "Здоровье человека"
  • Благотворительный фонд "Металлург"
  • Благотворительный фонд "Мать и Дитя"

ПАРТНЕР БЕЗОПАСНОСТИ

  • Лаборатория Касперского

ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

  • Теннисный спортивный клуб "Феникс-1"
  • TM автоматика
  • Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г. Углова

ПАРТНЕР ПИТАНИЯ

  • Русокси
  • Социальные предприятия Республики Ингушетия (яблоки, конфеты)
  • Благотворительное общество "Дети-узники концлагерей второй мировой войны"
  • Фонд «За здоровый образ жизни»

ПАРТНЕРЫ

  • Гильдия автошкол
  • Благотворительный фонд «Время»
  • Московский социально-педагогический институт

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
i
d
V
y
3
q
Enter the code without spaces.