Елена Коузова: Новые стандарты для старшей школы заставляют нас выбирать, а к этому не все готовы

06.07.2012

Новые федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы были приняты в мае 2012 года. Массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году. В чем принципиальное отличие новых стандартов и насколько готовы к переходу на ФГОС южноуральские школы, агентству «Mega-U.ru» рассказала заместитель министра образования  Челябинской области Елена Коузова.   

- Елена Александровна, в мае были приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы. Когда начнется их внедрение?

- Массовый переход на обучение по новым стандартам для старшей школы планируется с 2020 года. Но сначала они пройдут апробацию, то есть с 1 сентября 2015 года ряд учебных заведений в Челябинской области и по всей стране перейдет на обучение по новым стандартам. Следующие два года уйдут на подготовку к началу внедрения стандарта для старшей школы. Главная наша задача – понять, что мы будем иметь на выходе и что еще нужно подготовить для массового перехода на ФГОС. Понимание требований к условиям обучения у нас есть, тем более что мы уже имеем опыт обучения по новым стандартам младших школьников: в этом году состоялся первый выпуск четвероклассников. С будущего учебного года мы начнем осваивать стандарты средней школы. И еще через год логично подойдем к старшему звену в тех школах, где созданы необходимые условия.

- Что принципиально меняется в новых образовательных программах?

- Государство гарантирует 37 учебных часов в неделю для каждого ученика старшей школы. То есть в течение двух лет один учащийся получит от 2 100 до 2 590 часов с учетом внеучебной деятельности. А вот наполняться эти 37 часов будут в соответствии с образовательной программой учреждения. Именно это является основным принципиальным отличием.

- Как будет формироваться индивидуальный учебный  план? Выбирать будет каждый ученик или это будет план, сформированный школой?

- Конечно, когда мы говорим об индивидуальном выборе, мы не имеем в виду, что каждый ученик сам наберет себе число предметов. Программы по профилям будет формировать школа, а ученик сможет выбрать из этого перечня.   

Строиться учебный план будет таким образом. К числу обязательных дисциплин относятся русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На базовый, обязательный, уровень придется 20-24 часа в неделю. Далее школа будет формировать профильные программы. К базовым часам добавятся еще 13-17 уроков из шести разных предметных областей: филологии, иностранных языков, общественных наук, математики и информатики, естественных наук, а также физкультуры и ОБЖ. Например, программа для филологических классов может быть наполнена дополнительными часами по русскому языку, литературе, вторым иностранным языком, историей. А вот вместо физики, химии и биологии в таком классе может быть один предмет – естествознание, который даст основу по этим предметам. Для математического класса будет наоборот – меньше гуманитарных дисциплин, но больше математики, физики, информатики.

- То есть всё-таки родители зря боятся, что за углубленное обучение своих детей им придется платить?

- За два года старшекласснику, как я говорила, будет предоставлено от 2100 до 2590 часов за счет государства. Это в полной мере обеспечивает возможность профильного обучения в соответствии с требованиями стандарта. Если родители хотят, чтобы их дети осваивали программу сверх стандарта, чтобы у них было, например, не четыре урока литературы, а шесть, то эти дополнительные часы будут платными. 

- Не случится так, что выпускники будут ограничены одной областью знаний, и мы уйдем от такого понятия, как разносторонне развитая личность?

- В основе системы образования лежат три области знаний: гуманитарная, естественно-научная и математическая. Школьный курс выстраивается таким образом, что до девятого класса по всем дисциплинам даются базовые знания. В старшей школе, то есть в 10-11 классах, идет уже углубление в конкретную область знаний. Для того чтобы иметь представление о предметной области, то есть иметь общую эрудицию, вполне достаточно курса основной девятилетней школы. К тому же само понятие разносторонне развитой личности предполагает не какой-то определенный набор знаний, а общую культуру, широкий кругозор, осознание и понимание этических норм и социальных приоритетов.

- Новые стандарты содержат еще такое понятие, как внеучебная нагрузка. Оплата этих часов гарантируется государством?

- Внеучебная деятельность – это еще одно новшество ФГОС. Теперь старшеклассники могут выбрать, помимо школьного курса, дополнительно предметы, которые не входят в основной курс. Например, можно изучать искусство, психологию, ремёсла, этику и так далее. Школы составят программы так, чтобы дополнительные предметы вошли в 37 оплачиваемых государством часов. Сверх программы школьники могут выбрать что-то еще, но это уже будет называться дополнительной образовательной услугой и оплачивать ее придется родителям.

- Научно-исследовательская деятельность, которая обозначена в ФГОС как проектная деятельность, тоже будет обязательной?

- Программа старшей школы предполагает, что каждый старшеклассник будет заниматься исследовательской деятельностью. Это называется индивидуальным проектом, который выпускник должен будет предоставить по окончании старшей школы. Оценка этой работы будет составной частью итоговой аттестации в одиннадцатом классе наряду с ЕГЭ. Кстати, обязательных ЕГЭ станет три, к математике и русскому языку добавится иностранный язык. Его начнут сдавать в обязательном порядке после 2020 года. Кроме того, сложность содержания контрольно-измерительных материалов (КИМы - тесты для ЕГЭ – ред.) по обязательным предметам будет зависеть от уровня подготовки. Для тех, кто изучал предмет на базовом уровне и по углубленной программе, будут разные КИМы. Сегодня все выпускники всех школ, гимназий и лицеев, независимо от степени углубления в предмет, сдают экзамен одинакового уровня сложности.   

- Все ли школы в состоянии будут предоставить возможность профильного обучения? Сегодня такая база сформирована в основном в лицеях и гимназиях.

- Мы можем говорить, что на сегодняшний день профильное образование в наших школах получают около 40% старшеклассников. И не только в лицеях и гимназиях. Но, конечно, далеко не все школы имеют условия для перехода на ФГОС. Это главная задача – привести все школы в соответствие с современными требованиями до 2020 года. К ним относятся, прежде всего, соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной безопасности, техническая оснащенность аудиторий и лабораторий и так далее. Около половины учащихся в регионе занимаются в школах, не отвечающих современным требованиям, в том числе в части использования современных технологий обучения. Поэтому сегодня федеральные средства по программе модернизации направляются на эти цели. Каждая школа должна определить, чего ей не хватает для перехода на ФГОС старшей школы, и в оставшиеся два года «подтянуться». Мы должны дать примерно равные стартовые условия всем школам. Хотя понятно, что, например, условия в сельской школе, где наполняемость класса 10-15 человек, и в городской с наполняемостью свыше 25 человек будут различными. 

- Что подразумевается под современными технологиями обучения?

- Речь идет не о технических возможностях школы, например, использовании дистанционного образования. Это более широкое понятие, которое подразумевает изменение идеологии подачи знаний. Раньше мы проверяли, как ученик усвоил знания и овладел навыками. То есть учитель должен был дать ученику определенный набор знаний и навыков по шаблону. Сейчас от школы требуется научить использовать полученные знания. Это называется компетенцией. Мы проверяем, как ребенок умеет сравнивать, анализировать, как использует свои мыслительные возможности. И здесь уже не так важно, сделал ли он вычислительную ошибку, нас интересует, владеет ли он логикой решения.

- Насколько сами учителя готовы к работе в новых условиях и по новым требованиям?

- Это важнейшая для нас тема, поэтому именно она станет предметом широкого обсуждения на традиционном областном совещании педагогов в августе этого года. Школы понимают, что очень важно заниматься обучением учителей, повышением квалификации с учетом тех профилей, которые школа будет предоставлять. Понятно, что не каждая школа будет учить по всем профилям. Одни школы будут специализироваться на точных науках, другие - на гуманитарных, третьи смогут предлагать многопрофильное обучение. В основе будут те наработки, которые имеются сегодня у образовательного учреждения, и кадры каждое из них будет подбирать и обучать в соответствии с выбранным направлением. Здесь очень важно, чтобы и программы педуниверситетов были сориентированы на подготовку учителя, отвечающего современным запросам. Университеты это понимают и, думается, будут корректировать свои образовательные программы.  

- А как быть с учителями, которым будет сложно освоить работу с компьютером и другими технологиями?

- Навык работы с компьютером - это не главное достоинство педагога. Есть учителя, которые с помощью доски и мела могут ребенка научить самым сложным вещам и, самое главное, научить его думать и рассуждать. Чего и требуют новые стандарты. Пусть они работают, как привыкли, если они дают прекрасный результат без новейших технологий. Учителю, который не умеет учить думать, не помогут никакие компьютеры. 

- По оценкам министерства, все ли школы сумеют обеспечить условия для перехода на ФГОС?

- Скорее всего, не все средние школы смогут предоставить профильное обучение. Но это уже процесс естественного отбора. Школы, которые будут неконкурентоспособны, возможно, станут девятилетними. Этот вопрос решат родители, которым предстоит выбрать, куда пойдут их дети учиться после получения основного общего образования. Если старшие классы в школе не будут наполняться, то и потребности в их сохранении не будет.  Ведь это только для маленьких детей важно учиться рядом с домом, для старшеклассника это уже непринципиальный вопрос. Кроме того, некоторые школы, которым будет сложно создать условия для профильного обучения, могут создавать универсальный профиль, который приближен к сегодняшнему стандарту. Когда нет углубления в конкретную область, а есть все в равной мере. Но при этом будет обязательно сохраняться исследовательская деятельность через индивидуальные проекты.

- А что делать школьникам, не склонным к такому типу мышления и к исследовательской деятельности?

- Мне бы хотелось донести до родителей одну важную мысль – не обязательно всем надо идти в старшую школу. Сейчас идет реформа профессионального образования и предлагается широкий выбор обучения профессиям по самым разным направлениям. На его базе можно будет получить и высшее образование, если будет желание. И для многих ребят будет гораздо комфортнее и целесообразнее учиться в профессиональных колледжах, получить востребованную специальность, чем еще два года мучиться в старшей школе. 

- И все-таки, если новые образовательные стандарты имеют так много достоинств, почему их принятие вызвало массовую негативную реакцию педагогического сообщества?

- Не соглашусь с Вами – массовой негативной реакции педагогического сообщества нет. Наоборот, учителя как раз понимают, что грядущие изменения вписаны в логику развития современной школы  и современного образования. Что новые образовательные стандарты предполагают новые образовательные  методики и технологии, а значит, повлекут за собой обучение, повышение квалификации, переподготовку педагога, потребуют его дополнительных усилий к самосовершенствованию.  А вот социум, наверное, еще не готов к предложенной свободе выбора – ведь школа всегда работала в жестких рамках ограничения, а сейчас ученик сам должен решить,  в каком направлении двигаться. Жизнь не стоит на месте, и образование, чтобы стать по-настоящему эффективным,  должно меняться в соответствии с ее требованиями.

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6
8
U
j
G
c
Enter the code without spaces.