Обзор ДК: Интернет-провайдеры

17.09.2007

Автор: Александр Чирков.                                                                                                       http://dkvartal-chel.ru
Обьем челябинского рынка интернет-провайдинга удваивается ежегодно на протяжении уже нескольких лет. Такая тенденция обещает сохраниться в ближайшем будущем. Бурное развитие привлекает федеральные компании, появление которых уже в среднесрочной перспективе приведет к исчезновению мелких игроков и объединению крупных в мощный профессиональный альянс.
эксперты
Дмитрий Быков
начальник управления маркетинга ЧФЭ ОАО «Уралсвязьинформ»
Леонид Вахрамеев
председатель совета директоров ГК «Интерсвязь»
Игорь Емченко
коммерческий директор компании «Инсис»
Дмитрий Мартынов
руководитель коммерческой службы «КомЛайн» (торговая марка «Synterra – Челябинск»)
Сергей Устюжанин
коммерческий директор челябинского филиала ЗАО «Престиж-Интернет» («Энфорта – Челябинск»)

Зачем провайдерам собственные биллинговые системы?

Почему продажа интернет-трафика уходит на второй план?

Сколько стоит войти на челябинский рынок провайдинга?

Почему в Челябинске до сих пор нет полноценного некоммерческого партнерства провайдеров?
В объеме доходов большинства челябинских провайдеров продажа интернет-трафика занимает 70-95%. Еще год-два назад этот показатель составлял 100%. Провайдеры активно продают пользователям дополнительные услуги, которые с Интернетом порой почти не связаны (файловые архивы, сетевые игры и пр.). Эксперты отмечают, что сегодня рынок провайдинга превращается в рынок медиауслуг. Провайдер, который предлагает пользователю лишь доступ в Интернет, неконкурентоспособен. «Поэтому Интернет в «Интерсвязи» не приоритетное направление развития. Основные инвестиции направлены на условно бесплатные приложения, которые предлагаются как бонус к Интернету и пользуются большей популярностью, чем доступ к всемирной сети», – говорит председатель совета директоров ГК «Интерсвязь» ЛЕОНИД ВАХРАМЕЕВ.


Провайдеры зарабатывают на банкоматах и развлечениях

Ежемесячный объем челябинского рынка провайдинга оценивается в 444 млн руб. из расчета количества корпоративных и частных пользователей услуг провайдеров (см. «Статистику»), умноженного на средний размер потребляемого трафика и средние цены. По словам провайдеров, объем рынка последние несколько лет удваивается ежегодно. Леонид Вахрамеев: «На рынке частных пользователей коэффициент проникновения сетей равен примерно 20%. И, по всем прогнозам, в ближайший год он вновь удвоится». Начальник управления маркетинга ЧФЭ ОАО «Уралсвязьинформ» ДМИТРИЙ БЫКОВ прогнозирует рост числа абонентов в течение ближайшего года в полтора раза.


Основным фактором увеличения рынка является спрос на дополнительные услуги: развлекательные сервисы в сегменте физлиц и опции, позволяющие отказаться от бумажного документооборота, в корпоративном секторе. Наиболее распространенные допуслуги среди частных пользователей – это доступ к файлообменным и игровым серверам, общение через интернет-пейджеры (ICQ, Jabber и т. д.). На рынке корпоративных абонентов самые популярные сервисы – видео- и телефонные конференции, голосовая почта, голосовые меню, переадресация, групповые вызовы. «Мы делаем акцент на дополнительных сервисах, потому что домашним пользователям Интернета хочется обмениваться файлами между собой, перекачивать фильмы, музыку, играть по сети в пределах города, общаться на сайтах знакомств, по ICQ, электронной почте... Учитывая желания абонентов, в сентябре мы организовали в сети «Инсис» дисковое пространство, через которое пользователи могут обмениваться данными», – говорит коммерческий директор компании «Инсис» ИГОРЬ ЕМЧЕНКО. «Корпоративные клиенты используют услуги связи для решения конкретных вопросов и развития компании в целом. Вместе с ростом их бизнеса увеличивается и сложность задач, которые перед ними стоят. Соответственно, мы расширяем и спектр услуг. К примеру, в настоящее время проходит тестирование принципиально новая мультисервисная платформа, которая позволит предложить более 70 дополнительных видов обслуживания, включая голосовые меню, голосовую почту, автосекретарь, конференц-связь», – объясняет руководитель коммерческой службы «КомЛайн» ДМИТРИЙ МАРТЫНОВ.


Существенное влияние на динамику корпоративного сегмента интернет-провайдинга оказывает активное развитие банкоматных сетей. По словам коммерческого директора челябинского филиала ЗАО «Престиж-Интернет» («Энфорта – Челябинск») СЕРГЕЯ УСТЮЖАНИНА, банкоматы челябинских финансовых предприятий уже стоят практически во всех крупных торговых и торгово-развлекательных объектах, и банкиры сейчас активно инсталлируют их в стены жилых домов в отдаленных районах города. Г-н Устюжанин рассказывает, что в среднем организация связи для подобного терминала даже с полной покупкой оборудования составляет 0,8% от его стоимости (банкомат стоит около 1,5 млн руб, средняя стоимость подключения по радиоканалу – 12 тыс. руб.). После подключения банкомата к сети банки платят провайдеру за связь до $20 за аппарат в месяц. Сергей Устюжанин заметил потенциал «банкоматного» сегмента раньше многих других. «Мы скорректировали предложения и сейчас работаем практически со всеми банками. Количество заказов от банков может достигать 30% наших ежемесячных продаж. А еще год назад на этот сектор приходилось всего 5-10%», – говорит Сергей Устюжанин.


В настоящее время потребность пересылки по сети больших объемов информации выросла, и интернет-провайдеры стали предлагать безлимитные тарифные планы и создавать собственные биллинговые системы. Клиенты, выбравшие такой тариф, платят не за каждый переданный по сети мегабайт, а за право пользоваться Интернетом определенное время и на фиксированной скорости. «Будущее – за безлимитными тарифными планами, поскольку нельзя пользоваться дополнительными сервисами, рассчитываясь за каждый мегабайт. С традиционной системой оплаты даже при сниженных ценах придется платить очень много», – уверен Дмитрий Быков.


По словам г-на Вахрамеева, все биллинговые системы, которые до сих пор использовались челябинскими провайдерами, были созданы с учетом потребляемого трафика. Большое количество дополнительных сервисов разработчики биллинговых систем даже не предполагали. Разработать собственные системы смогли только крупные компании, обслуживающие более 10 тыс. клиентов. Остальным не позволил объем прибыли, так как разработка такой системы – дорогое удовольствие.


Порог вхождения на челябинский рынок провайдинга Леонид Вахрамеев оценивает в $50 млн. В эту сумму г-н Вахрамеев включает собственно создание бизнеса, оформление всех необходимых документов, получение лицензий и строитель­ство на основе оптоволокна сети передачи данных, покрывающей всю территорию Челябинска. «Другими словами, для того чтобы войти на рынок, потребуется продать завод ЧМК. Местные предприниматели вряд ли будут вкладывать такие деньги в услуги связи. Это под силу только федеральным компаниям, таким, как «Эр-Телеком» или «Корбина Телеком», – комментирует г-н Вахрамеев.


Средний для южноуральского рынка уровень рентабельности в настоящее время составляет 25-30%. При этом цены на услуги провайдеров продолжают падать. И, как отмечает г-н Мартынов, сохранить уровень рентабельности интернет-провайдерам в основном позволяет постоянное расширение абонентской базы и продажа дополнительных услуг. В 2008 г. он ожидает появления на рынке новых федеральных компаний, которые смогут предложить еще более низкие цены. По мнению экспертов, это приведет к масштабному ценовому противостоянию и уходу с рынка мелких игроков.


Провайдеры объединяются для борьбы с вандалами

Несмотря на возрастающую конкуренцию, создавать профессиональные объединения, как это происходит на многих других местных рынках, провайдеры пока не торопятся. Пожалуй, единственной общей проблемой, которую осознало большинство челябинских игроков, остается вандализм, то есть воровство кабелей и различного сетевого оборудования. Первый раз для решения этой проблемы компании попробовали объединиться в 2005 г. Инициатором союза выступила компания «Интерсвязь». Как вспоминает Леонид Вахрамеев, большинство участников рынка создавать некоммерческое партнерство отказалось. Договор подписать были готовы только две компании. Масштабного объединения не получилось. «Наверное, уровень вандализма был терпимым. Эта проблема не была такой острой», – комментирует Леонид Вахрамеев.


В конце 2006 г. активность вандалов возросла. По словам г-на Вахрамеева, убытки провайдеров от действий охотников за цветным металлом увеличились до 200-300 тыс. руб. в месяц. Как результат, в апреле 2007 г. антивандальный союз провайдеров значительно расширился. Сегодня его активными участниками являются около десяти компаний, среди которых «Интерсвязь», «Эр-Телеком», «Мультикабельные сети», «Тригор», «Урал­уником» и др. В основном это провайдеры, у которых есть собственная служба безопасности, поскольку важнейшая сторона сотрудничества – это совместные действия по задержанию и судебному преследованию вандалов. Леонид Вахрамеев: «Зачем объединяться с компанией, где нет подразделения безопасности? К тому же, если в фирме нет такой структуры, на оперативные совещания партнеров приходит руководитель компании. С моим начальником службы безопасности он общаться не хочет, потому что он директор. А мне на оперативки ходить некогда – эти функции выполняют другие сотрудники».


По данным «Интерсвязи», созданное партнерство оказалось достаточно эффективным. Заведено порядка 20 уголовных дел, трое преступников осуждены и отбывают наказание. Количество случаев вандализма в Челябинске удалось снизить до так называемого «уровня шума», то есть профессиональных группировок, которые специализируются на краже кабеля или оборудования, в городе не осталось. Сейчас порча техники происходит несистемно и в основном по вине бомжей и случайных хулиганов. Однако ничем, кроме защиты от вандалов, некоммерческое партнерство по-прежнему не занимается. Одна из причин в том, что руководители компаний пока не видят актуальных в равной степени для всех проблем. «Складывается такое впечатление, что они еще даже на футбол все вместе пойти не готовы», – говорит Сергей Устюжанин.


Ситуация может категорически измениться уже в 2008 г., когда, по прогнозам экспертов, в Челябинск войдут мощные провайдеры федерального масштаба, например, «Корбина Телеком». «Когда все ощутят на себе ценовое давление федеральных операторов, тогда и будут создаваться подобные альянсы и общества», – прогнозирует г-н Устюжанин.


В связи с выходом на рынок москвичей Игорь Емченко говорит о возможной продаже ряда местных игроков. При этом федералы будут покупать провайдинговые компании в большей степени не как готовые бизнесы, а как источники клиентской базы. Как правило, построенные небольшими фирмами сети не соответствуют техническим требованиям крупных игроков. Модернизировать такую сеть до уровня собственных корпоративных стандартов на порядок дороже, чем по­строить новую.


По общему мнению участников рынка, в будущем желание пользователей развлекаться по-прежнему останется основным фактором развития рынка. Однако, по прогнозам Дмитрия Быкова, актуальной тенденцией станет отказ от современных файлообменных серверов, в которых большая часть контента распространяется без ведома правообладателя. Вместо них провайдеры будут подключать к сети хранилища лицензированных продуктов, будь то программы, игры или фильмы. Основная причина, по мнению г-на Быкова, будет заключаться в усилении борьбы с контрафактом со стороны государства. В связи с этим весной 2007 г. «Уралсвязьинформ» запустил для своих клиентов файловый сервер лицензированного контента.

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
u
Z
T
c
m
Z
Enter the code without spaces.