Обзор ДК: Лизинговые компании

27.08.2007

Автор: Людмила Качалова.                                                                             http://dkvartal-chel.ru/
Количество лизинговых компаний на челябинском рынке увеличивается, конкуренция между ними становится все более ощутимой. Игроки в борьбе за клиента вынуждены снижать цены и расширять спектр услуг. В ближайшей перспективе рынок будет расти за счет притока иностранных инвестиций и объединения компаний.

эксперты Николай Алексеев коммерческий директор ЗАО ФК «Балтинвест» (Санкт-Петербург) Сергей Востряков директор челябинского филиала ЗАО «Объединенная лизинговая компания ЦЕНТР-КАПИТАЛ» Елена Костылева директор челябинского представительства лизинговой компании CARCADE Татьяна Муравьёва заместитель директора челябинского филиала «Клиентской Лизинговой Компании» Михаил Нежинский заместитель генерального директора по региональному развитию «Клиентской Лизинговой Компании» (Москва) Надежда Степанова финансовый директор ООО «Уралпромлизинг» Марат Шафиков директор филиала ООО «РК «НОМОС-лизинг» в Челябинске Станислав Юраков директор челябинского филиала ГК «Ураллизинг»

Почему участники рынка стремятся быть универсальными?

Зачем лизинговым компаниям экспресс-программы?

За счет чего растет рынок лизинговых услуг?

По оценкам «Эксперт РА», объем нового бизнеса лизинговых компаний России в 2006 г. вырос на 83% по сравнению с 2005 г. и составил $14,7 млрд. Темпы прироста лизинговых платежей, полученных лизингодателями в 2006 г., составили порядка 40%. По прогнозам, 2007 г. покажет увеличение рынка еще на 40-50%. Энергичными темпами развивается лизинг и на региональном уровне. «Челябинский рынок увеличивается примерно в рамках общероссийского показателя роста, и в ближайшие 2-3 года снижения темпов развития не предвидится», – уверен МАРАТ ШАФИКОВ, директор филиала ООО «РК «НОМОС-лизинг» в Челябинске.

Темпы увеличения рынка аналитики связывают с растущим спросом на долгосрочное финансирование, и лизинг при этом рассматривается как серьезный конкурент кредитованию. ТАТЬЯНА МУРАВЬЁВА, заместитель директора челябинского филиала «Клиентской Лизинговой Компании» (КЛК): «Основные фонды российских предприятий значительно устарели и требуют обновления. Но банковский кредит не всегда удобен или возможен. Получить технику или оборудование в лизинг сегодня гораздо проще». НАДЕЖДА СТЕПАНОВА, финансовый директор ООО «Уралпромлизинг», замечает, что некоторые крупные предприятия для приобретения основных фондов используют исключительно лизинговые схемы. Растет популярность возвратного лизинга . Устойчивый спрос на финансовую аренду сложился и среди предприятий малого бизнеса, чему способствуют более мягкие подходы к оценке финансового состояния клиента и невысокие требования к обеспечению: залог по лизинговым сделкам требуется лишь в исключительных случаях.

Спрос на лизинг транспорта и оборудования продолжает расти

Высокий спрос на лизинговые услуги провоцирует появление на региональном рынке новых участников. По оценкам компании CARCADE, количест­во лизинговых компаний в Челябинской области за год выросло на треть. Среди новых игроков, появившихся в регионе только за последние шесть месяцев, – ЗАО «РГ Лизинг», «НОМОС-лизинг» (Санкт-Петербург), «Клиентская Лизинговая Компания» (Москва).

Основная масса операторов рынка представляет собой универсальные компании, работающие с различными видами имущества. Часто компании выбирают для себя специализацию, но она, как правило, не означает концентрацию всей деятельности в одной отрасли: это лишь выбор одного или нескольких приоритетных направлений для развития.

Ряд специалистов считает, что узкая специализация оправдана только в случае с автотранспортом (как, например, у CARCADE) или подвижным составом. Лизинговые компании предпочитают широкую диверсификацию, так как инвестиционный спрос на те или иные виды имущества неравномерен год от года. Кроме того, игроки стремятся занять те ниши, которые они считают перспективными. МИХАИЛ НЕЖИНСКИЙ, заместитель генерального директора по региональному развитию «Клиентской Лизинговой Компании»: «Специализация на каком-то виде имущества имеет смысл, если лизинговая компания напрямую связана с производителем (продавцом) предмета лизинга, как, например, ЛК «КамАЗ» с одноименным заводом. В этом случае она может предложить более выгодные в сравнении с общим рынком условия по срокам поставки и цене приобретения. Для независимых или аффилированных с банками лизинговых компаний ограничивать себя каким-то образом в рамках предоставления лизинговых услуг по отдельному виду имущества, думаю, неверно, ведь в этом случае они теряют значительную часть рынка».

По мнению ряда экспертов, в ближайшее время наиболее динамично будет развиваться лизинг железнодорожного подвижного состава, а также грузового и легкового автотранспорта (примерно половина нового бизнеса в 2006 г. пришлась именно на эти три сегмента). По оценкам «Эксперт РА», лизинг железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 г.

Лизинг легкового автотранспорта, по оценкам экспертов, будет расти в ближайшие годы на 30-50% в год. С этим видом имущества сегодня работает основная масса лизинговых компаний. «Объясняется это ликвидностью транспортных средств: их проще реализовать, если лизингополучатель не сможет расплатиться», – поясняет Татьяна Муравьёва. ЕЛЕНА КОСТЫЛЕВА, директор челябинского представительства лизинговой компании CARCADE, связывает активное развитие сегмента с увеличением предложения на авторынке: «В Челябинске и области открываются новые автосалоны, увеличивается количество официальных дилеров, стремительно растут продажи отечественной техники и иномарок». По словам СЕРГЕЯ ВОСТРЯКОВА, директора челябинского филиала ЗАО «Объединенная лизинговая компания ЦЕНТР-КАПИТАЛ», в сегменте легкового автотранспорта особенно популярны автомобили стоимостью $15-20 тыс.: «Спрос определяют крупные корпоративные клиенты, приобретающие не один десяток машин».

В ГК «Ураллизинг» отмечают небольшое падение спроса на лизинг легкового транспорта и одновременное увеличение интереса к финансовой аренде грузового транспорта, спецтехники, торгового и строительного оборудования, станочного парка. СТАНИСЛАВ ЮРАКОВ, директор челябинского филиала ГК «Ураллизинг», считает это закономерным развитием рынка: освоив простые операции, игроки увеличивают в своих портфелях долю более сложных сделок. По оценкам Надежды Степановой, наиболее востребованы грузовой автотранспорт и спецтехника стоимостью 2-5 млн руб.: «Особым спросом пользуется строительная техника: экскаваторы, автомобильные краны, фронтальные погрузчики, что неудивительно, так как строительная отрасль развивается очень активно». «Высокая загруженность заводов-поставщиков свидетельствует о востребованности дорожно-строительных машин: асфальтоукладчиков, кранов, самосвалов. Заказы идут на несколько месяцев вперед. Спрос есть даже на спецтехнику, бывшую в употреблении, как российского, так и зарубежного производства», – подтверждает Татьяна Муравьёва.

В компании «Уралпромлизинг» отмечают возрастающий спрос на строительное оборудование и технику для производства строительных материалов. По мнению Надежды Степановой, именно этот сегмент рынка развивается сегодня наиболее динамично. По оценкам специалистов Высшей школы экономики, стоимость нового бизнеса в сегменте строительного и дорожно-строительного оборудования и техники в 2006 г. увеличилась почти вдвое.

Существенно растет спрос и в сегменте энергетического оборудования. В компании «НОМОС-лизинг» обращают внимание на возросший интерес к лизингу техники для малой энергетики: мини-котельным и автономным электростанциям. Связывают эти явления с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации.

Одна за другой лизинговые компании начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости (офисных, складских, производственных помещений). Пока доля подобных операций на рынке невелика: в общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2006 г. составил всего 2,29%. Есть ряд проблем, которые мешают развитию: к примеру, отсутствие четких схем сделок в части налогового учета и регистрационных процедур. Тем не менее сегмент расценивается как весьма перспективный. Среди причин – снижение популярности аренды и относительная сложность покупки недвижимости за счет банковских кредитов или собственных средств. «Преимущество лизинговой схемы в том, что арендная ставка может быть сопоставима с лизинговыми платежами, а по истечении срока выкупа компания становится собственником помещения», – комментирует Татьяна Муравьёва.

Хорошие перспективы для развития, по мнению экспертов, имеют сегменты пищевого оборудования, сельскохозяйственной техники, телекоммуникационной аппаратуры, оснащения для дерево- и металлообработки. В КЛК говорят о тенденции по обновлению парка маршрутных такси: воспользовавшись лизинговой схемой, владельцы маршруток стремятся заменить быстро устаревающие «ГАЗели» современными и более удобными машинами.

Лизинговые компании стандартизируют продукты и запускают экспресс-программы

Лизинг становится все более доступным продуктом. Причина – в нарастающем спросе и ужесточении конкуренции. Условия лизинга меняются ежегодно: увеличиваются сроки договоров (к примеру, по данным компании «НОМОС-лизинг», сроки лизинга недвижимости сегодня могут доходить до 7-10 лет), уменьшаются размеры авансовых платежей и удорожания. Надежда Степанова: «Вопрос стоимости услуг, как правило, оказывается решающим при выборе лизинговой компании. В связи с этим мы постоянно работаем над удешевлением услуг, в том числе за счет поиска более дешевых источников финансирования, оптимизации налогообложения и снижения собственной маржи».

Эксперты отмечают и тенденцию к расширению лимитов стоимости имущества: у ряда игроков возможности финансирования не ограничены.

Некоторые участники рынка не ставят ограничений по удаленности бизнеса клиента. Так, в челябинском филиале КЛК недавно была завершена сделка по приобретению техники в Миассе и Нефтекамске для клиента из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Лизинговые компании становятся более лояльны и к представителям малого бизнеса, снижая нижний порог стоимости сделок. Минимальная сумма сделки в КЛК составляет 200 тыс. руб., в компании «Уралпромлизинг» – 240 тыс. руб. «Еще в прошлом году эта цифра была на уровне 300 тыс. руб.», – замечает Надежда Степанова. На обслуживании мелких клиентов специализируются CARCADE, Europlan, «КМБ-Лизинг».

Параметры среднерыночной сделки, по оценкам ГК «Ураллизинг», на сегодняшний день примерно следующие: срок лизинга составляет 36 месяцев, авансовый платеж – 10-20%, удорожание – 9-11% (c включением налога на имущество и НДС). Участники рынка предлагают и индивидуальные программы (в случае если компания-лизингополучатель отвечает определенным требованиям). «Клиент, как правило, обращается в несколько лизинговых компаний и просит сделать расчеты, выбирая наиболее удобные для себя условия», – говорит Татьяна Муравьёва. «Как правило, наши условия меняются в зависимости от суммы финансирования. При этом стоимость ресурсов для лизингополучателя может опускаться до уровня средней кредитной ставки банков для юридических лиц», – констатирует Марат Шафиков.

Лизинговые компании обращают все больше внимания на удобство предоставления услуг. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВ, коммерческий директор ЗАО ФК «Балтинвест»: «Ставки и условия лизинга у большинства лидеров отрасли постепенно выравниваются. Определяющим фактором становится уровень клиентского сервиса». «Лидировать на рынке будут компании, которые совместят в себе дешевые ресурсы и высококачественную работу», – уверен Марат Шафиков.

Лизинговые компании оказывают профессиональные консультации клиентам. Так, например, в компании CARCADE создан департамент по работе с клиентами, работающий по принципу «одного окна». За каждым клиентом закрепляется персональный менеджер. «Департамент предоставляет поддержку в области оптимизации бухгалтерского учета и налогообложения, информирует о программах компании, помогает в работе с документами и контроле лизинговых платежей», – рассказывает Елена Костылева.

На рынке увеличивается число экспресс-продуктов, основанных на быстром принятии решений о финансировании. Снижаются требования к пакету документов, предъявляемых лизингополучателем. Надежда Степанова: «Для оценки финансового состояния клиента мы используем аналитическую программу ИНЭК-АФСП. Кроме того, специальные методики оценки разработаны для индивидуальных предпринимателей и предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения».

Компания Europlan первой из лизинговых компаний России в 2005 г. внедрила скоринговую оценку проведения массовых сделок лизинга: заявки здесь рассматриваются в течение 15 минут. Экспресс-программы по определенным предметам лизинга действуют в компаниях «КМБ-Лизинг», «Ураллизинг», «Уралпромлизинг», ФК «Балтинвест» и др. «Решение о финансировании принимается в минимальные сроки, а от клиента требуется сокращенный пакет документов», – объясняет Николай Алексеев.

В КЛК программы разделили на экспресс-, стандарт- и VIP-лизинг. «При обращении в лизинговую компанию клиенты не всегда понимают, какой вариант сделки был бы для них наиболее выгоден. С помощью специальных программ мы помогаем им с выбором. Если для заказчика важны простота и скорость оформ­ления сделки, то, вероятнее всего, это будет экспресс-лизинг. Если нужны более лояльные условия (допустим, уменьшенный авансовый платеж), тогда это стандартный лизинг, который подразумевает более тщательную оценку деятельности клиента. В случае если заказчик, заключая крупную сделку, заинтересован в максимальном ее удешевлении, ему может быть предложена программа VIP-лизинга», – поясняет Михаил Нежинский.

В компании «Уралпромлизинг» для лизинга автотранспорта и спецтехники также предусмотрены программы с минимальным процентом удорожания. Компания CARCADE предлагает восемь различных лизинговых продуктов, разработанных с учетом пожеланий клиентов.

Лизинговые сделки включают дополнительные услуги

Одной из тенденций рынка эксперты называют усложнение лизинговых продуктов, включение в них новых услуг. «Клиент становится более требовательным. Важно, насколько исчерпывающими будут лизинговые предложения», – считает Елена Костылева.

Многие лизинговые компании готовы сегодня взять на себя обязанность по регистрации автотранспорта в ГИБДД, его страхованию. В сервисный пакет сделки может также входить постановка на учет и техосмотр транспортного средства, подбор оборудования и поиск поставщика, таможенное оформление, регистрация недвижимости, юридическое сопровождение сделки и др. Сергей Востряков: «Все больше клиентов желают получить перечень дополнительного сервиса, который позволяет освободиться от непрофильных задач. Это может быть сопровождение парка техники, сервисное обслуживание, поставка комплектующих». В ряде компаний готовы внести в лизинговые платежи суммы страховки автотранспорта. «Это особенно удобно при наличии крупных объемов сделки», – замечает Татьяна Муравьёва.

В компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» отмечают динамику уверенного роста спроса в сегменте операционного лизинга автотранспорта и сопутствующих ему направлений: в рамках программы «Операционный лизинг с опцией аутсорсинга» компания не только передает автотранспорт в лизинг, но также администрирует и обслуживает автомобили. Сергей Востряков: «Если раньше основными потребителями данной услуги были нерезиденты и компании с иностранным капиталом, то сегодня все чаще ею интересуются российские предприятия».

Воспользоваться оперативным лизингом автотранспорта предлагают также в компаниях Europlan, «НОМОС-лизинг» и некоторых других. Оперативный лизинг пока не получил широкого распространения, но количество игроков, предоставляющих новую услугу, постепенно растет. Так, с начала 2008 г. продвигать этот лизинговый продукт планирует ГК «Ураллизинг» (по этой схеме будет предоставляться легковой автотранспорт).

Оперативный лизинг, по мнению экспертов, потенциально наиболее интересен крупным компаниям, которые стремятся минимизировать расходы по эксплуатации автомобилей, а также клиентам, пользующимся оборудованием ограниченное время (к примеру, сложной строительной техникой). В оперативный лизинг можно также сдавать фотолаборатории, диагностическое медоборудование, компьютеры и другую офисную технику.

Лизинговый рынок ожидает рост и концентрация активов

Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе российский лизинговый рынок продолжит расти. «По итогам 2006 г. лизинговые операции в России составили 1,5% ВВП и 8,7% от инвестиций в основной капитал. Несмотря на то что с 2001 г. эти показатели выросли более чем в два раза, в сравнении с западными странами они еще остаются довольно невысокими (по оценкам аналитиков, в ЕС лизинговый механизм обеспечивает до 20-30% всех капиталовложений – прим. авт.)», – замечает Сергей Востряков.

По мнению аналитиков «Эксперт РА», к концу 2010 г. рынок лизинга имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз, при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию. Прежде всего это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработки необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга. Даже при пессимистичном варианте развития событий средние темпы прироста рынка составят 25-30% в год. Если же основные проблемы будут решены, рынок будет увеличиваться на 50-60% в год.

Региональные игроки настроены оптимистично. В филиале ГК «Ураллизинг» рассчитывают, что на конец 2007 г. объем сделок увеличится более чем в два раза по сравнению с прошлым годом: с 450 млн до 950 млн. руб. Увеличение портфеля в 2,5 раза планирует в этом году и челябинское подразделение компании CARCADE.

Росту регионального рынка, по мнению Николая Алексеева, способствует приход федеральных компаний с клиентоориентированными продуктами и более низкими ставками. Эксперты уверены, что экспансия столичных компаний в ближайшие годы продолжится. Михаил Нежинский: «В столице уже произошло перенасыщение рынка, а в регионах простор для деятельности еще достаточно широк».

В компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» ожидают, что одной из главных движущих сил роста российского рынка лизинга в ближайшие годы станет масштабный приток иностранных инвестиций. «Рост лизингового рынка и стабилизация правил игры привлекает многих мировых лизинговых операторов», – считает Сергей Востряков.

Состав игроков меняется также за счет объединения компаний. «Российский рынок лизинга слабо концентрирован и отличается большим количеством примерно сопоставимых игроков», – говорит Сергей Востряков. По его мнению, для крупных лизинговых компаний одним из источников роста в ближайшие несколько лет станет процесс поглощения и консолидации активов.

«Слияния некоторых лизинговых компаний будут происходить в ближайшие 2-3 года, – считает Станислав Юраков. – Маленьким компаниям с ограниченными и дорогими ресурсами будет очень тяжело выживать на рынке». Марат Шафиков предполагает, что местные компании будут объединяться с игроками федерального уровня, которые еще не представлены в регионе, и процесс консолидации станет реальностью уже через год-два.

НОВЫЙ ЛИЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС (New Production) – стоимость новых заключенных в течение отчетного года договоров лизинга, по которым началось финансирование. ВОЗВРАТНЫЙ ЛИЗИНГ – выкуп предмета лизинга с последующей сдачей его в аренду продавцу (позволяет клиенту решить проблему недостатка собственных оборотных средств).
ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ (оперативный лизинг, рентинг) – лизинг, который применяется при небольших сроках аренды оборудования. После окончания договора объект аренды возвращается владельцу.

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
c
K
D
s
Y
W
Enter the code without spaces.