Обзор: Техноторговые сети

20.08.2007

Автор: Елена Домброва.                                                                                         http://dkvartal-chel.ru/
Рост челябинского рынка бытовой техники и электроники постепенно снижается. Ожидаемый приход в город еще двух крупных сетей приведет к окончательному насыщению рынка. Местные игроки выживают за счет специализации. Конкурентная борьба продолжится не только на ценовом поле, но и на сервисном.

эксперты Мария Голохвастова директор магазина HiTech boutique («Голованов и К») Вячеслав Зайцев президент сети «Техносила» Андрей Кашин коммерческий директор компании «Эксперт – РемБытТехника» Владимир Найдёнов генеральный директор компании «НАЙФЛ» Алексей Пинчук директор челябинского подразделения уральского филиала компании «Эльдорадо»

Почему рынок бытовой техники и электроники стагнирует?

В чем преимущество местных сетей перед федеральными?

Как сети зарабатывают на своих убытках?

Почему сокращаются продажи техники эконом-класса?

Большинство современных техноторговых сетей появилось на свет в начале 90-х гг. Волну спроса в то время обеспечивали покупатели, которых сегодня игроки образно называют «голодными»: любое предложение тогда принималось потребителем на ура. Сегодня о таком массовом увеличении продаж игрокам остается только мечтать: рынок в год прирастает на скромные 15%, более того, эксперты отмечают снижение темпов роста. По данным компании «Техносила», в течение нескольких лет российский рынок бытовой техники и электроники стабильно занимал первое место по темпам роста в сфере розничной торговли, а в первом полугодии 2006 г. неожиданно для всех стагнировал. Увеличение продаж за год (за счет возобновившегося роста во втором полугодии) составило всего 16% против 20-25% в 2005 г. По оценке АНДРЕЯ КАШИНА, коммерческого директора компании «Эксперт – РемБытТехника», годовой объем челябинского рынка составляет $250 млн.

Формирование рынка близко к завершению

Эксперты отмечают несколько причин стагнации рынка электроники и бытовой техники. Во-первых, сказывается насыщение спроса: потребность в бытовой технике покупатели удовлетворили в прошлые годы. Во-вторых, рост доходов челябинцев привел к росту ипотечного кредитования и автокредитования, и свободных средств на приобретение бытовой техники у населения стало меньше. Кроме того, весь рынок распределен между шестью компаниями, пять из которых – федеральные. По данным Андрея Кашина, лидер среди них – компания «Эльдорадо», которой принадлежит 30% рынка. Второе место у «Эксперт – РемБытТехники» (22-25%). Около 20% рынка принадлежит компании «М.Видео». На долю «Лого» и «Мира» приходится 10-15%. «НАЙФЛ» занимает не более 5%. Оставшиеся 5% делят между собой многочисленные отдельные магазины, которые торгуют мелкой бытовой техникой.

Сейчас на одного челябинца приходится почти в два раза больше площади техноторговых сетей, чем на жителя Европы. По информации Андрея Кашина, в Роттердаме эта цифра составляет 19800 кв. м на человека, а у нас – 34100 кв. м. Эти данные отражают последствия первоначальной тактики федеральных игроков – охватить максимальную территорию, быть представленными во всех крупных городах России. То, что челябинский рынок техноторговых сетей насыщен, отметил президент сети «Техносила» ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ в апреле 2007 г., когда рассказывал о планах по выходу в наш город: «В Челябинске уже есть наши основные конкуренты, в связи с этим продажи участников рынка не очень хорошие, но мы рассчитываем, что наши магазины будут востребованы».

Головная боль ритейлеров в Челябинске, отсутствие подходящей коммерческой недвижимости, пока сдерживает появление «Техносилы» и Media Markt. С их выходом ожидается перераспределение сил, однако незначительное, поэтому игроки в Челябинске особых подготовительных мер не ведут, предпочитая тактику выжидания. АЛЕКСЕЙ ПИНЧУК, директор челябинского подразделения уральского филиала компании «Эльдорадо», поясняет, что в России Media Markt не оказывает значительного влияния ни на распределение долей, ни на рынок в целом, хотя в Европе занимает лидирующие позиции. ВЛАДИМИР НАЙДЁНОВ, генеральный директор компании «НАЙФЛ», осторожнее оценивает возможное развитие ситуации: «Когда-то у «Эльдорадо» тоже была небольшая доля рынка, а сегодня это компания-лидер. Media Markt будет значительным игроком на челябинском рынке, потому что его формат принципиально отличается от местного: вся продукция представлена на огромных торговых площадях». Что касается позиций «Техносилы», то экс­перты ожидают равномерного оттока покупателей от всех имеющихся сетей, что в целом не приведет к значительному изменению ситуации.

Местные сети выживают за счет специализации

Имеющуюся долю рынка федеральные игроки захватывали отчасти за счет местных сетей. Вытеснение челябинских компаний началось пару лет назад. Для них оставалось три пути: объединиться, найти свою нишу или умереть.

По первому пути пошла старейшая челябинская компания «РемБытТехника». В начале 2005 г. она вошла в состав федеральной сети «Эксперт» и стала развиваться под брендом «Эксперт – РемБытТехника». По результатам продаж прошлого года объединенная компания обогнала сеть «Мир» по России.

Второй путь предполагает специализацию сети на узком ценовом или видовом сегментах. Два года назад руководство местной сети «Голованов и К» определилось с нишей и сменило формат единственного магазина, превратив его в бутик. МАРИЯ ГОЛОХВАСТОВА, директор магазина HiTech boutique: «Мы решили, что встраиваться в пул федеральных компаний смысла нет, поэтому все существовавшие на тот момент супермаркеты закрыли, а обычный магазин бытовой техники, рассчитанный на среднего потребителя, превратили в салон премиум-класса». Концепцией единственного салона компании стали новинки и техника премиум-класса. Мария Голохвастова признает, что ассортимент пересекается с тем, что предлагают сети, однако уверена, что спрос на новинки там ниже: «Основной клиент сетей – это среднестатистический потребитель, для которого эксклюзивные позиции не столь актуальны. Для наших клиентов важны бренд фирмы-производителя, уникальность торгового предложения, индивидуальный подход». Работа в узком сегменте оправдывает себя: в планах компании – открыть еще один бутик бытовой техники и электроники.

Специализация на видовом сегменте предполагает продажу специфических видов техники, например, автомагнитол, которые требуют проведения монтажных работ. Хотя в этом случае говорить о доле рынка не приходится, в своем сегменте такие игроки могут занять положение лидера.

Преимущество небольших сетей – в их способности мобильно реагировать на изменения рынка, однако конкурировать по цене с федералами им сложно. Алексей Пинчук: «В силу размера нашей сети, ее возможностей и объемов закупки мы всегда можем предложить покупателю лучшие цены, чем небольшие местные компании».

Цена по-прежнему решающий фактор покупки

Спрос на рынке бытовой техники и электроники, хотя и небольшой, но стабильный, складывается сегодня из двух факторов. Первый, косвенный – это ввод нового жилья, который стимулирует покупку бытовой электротехники. Второй, основной – это замена устаревшей техники. Эксперты подметили, что срок замены даже крупной техники сократился и решающим фактором для новой покупки стал не износ, а тот факт, что она морально устарела. Мария Голохвастова отмечает, что темпы обновления телевизоров уже сопоставимы с темпами замены сотовых телефонов: «Техника очень быстро устаревает, и если раньше это касалось в основном мобильных телефонов, то теперь и крупная техника, которую мы покупаем в начале года, к концу значительно дешевеет». Она объясняет это конкуренцией между производителями, а также повышением уровня благосостояния населения, которое повлияло на перераспределение ценовых сегментов рынка. О сокращении экономсегмента говорит Владимир Найдёнов: «Хотя мы ориентируемся на прагматичного покупателя, мы не реализуем дешевую продукцию: покупатель стал разборчив. За исключением компаний, которые предлагают приват-лейбл, в этом сегменте практически никто не работает». Об этой же тенденции говорит Алексей Пинчук: «У нас по-прежнему можно купить самые экономичные модели бытовой техники и электроники, но, помимо этого, мы расширили ассортимент товарами премиум-класса и теперь предлагаем полную линейку товаров: от демократичных моделей до эксклюзивных».

В целом же ассортимент разных сетей практически не отличается. Формат различных магазинов также практически унифицирован. Конечный вариант, к которому пришли все сети бытовой техники и электроники, – это магазин самообслуживания площадью 1,5-3 тыс. кв. м, расположенный в крупных районах города. Поэтому основная борьба между конкурентами разворачивается на поле ценового предложения.

Держать низкие цены на весь ассортимент федералам позволяют масштабный закуп и высокая технологичность. Алексей Пинчук: «У нас заключены договоры о прямых поставках с большинством ведущих западных производителей, уже сложилось плодотворное партнер­ство. Благодаря этому, а также наличию отлаженной системы логистики, нам удается поддерживать привлекательные цены».

Кроме того, разнообразные рекламные акции на федеральном и местном уровнях сообщают о беспрецедентных снижениях цен и подарках, когда на отдельную модель техники устанавливается цена ниже закупочной. В этом случае компания может не просто отказываться от прибыли, а работать в минус. По словам Андрея Кашина, бывали случаи, когда этот минус достигал 30%. Такой шаг позволяет создать необходимый для успешной торговли поток клиентов, компенсировать потери и получить прибыль.

Сети рассчитывают половину продаж вести через Интернет

В будущем руководители компаний рассчитывают на значительную прибыль от интернет-торговли. Полномасштабная продажа через Интернет в Челябинске началась год назад, сегодня такие магазины есть у всех основных игроков. Хотя участ­ники признают, что основная функция проекта имиджевая, они убеждены, что не за горами время, когда он будет приносить ощутимую выгоду. Алексей Пинчук: «Значимость интернет-магазинов растет, я уверен, что уже к 2020 году половина всей техники будет продаваться таким способом. Весь вопрос упирается в разработку и создание эффективных логистических схем». Его мнение подтверждает Андрей Кашин: «Темпы развития интернет-торговли примерно трехкратные. Мы первые запустили этот проект два года назад, и сегодня интернет-магазин занимает 1,5% от общего числа продаж, что очень много».

Владимир Найдёнов не так восторженно относится к интернет-торговле. По его данным, из 1,5%, которые заявляют федеральные компании, 1,2% приходятся на Москву: «Там более развиты системы электронных платежей, люди активно пользуются кредитными картами и имеют постоянный доступ в Интернет». Г-н Найдёнов согласен, что в будущем интернет-торговля станет существенным сегментом, но, по его мнению, челябинский рынок для нее еще не созрел.

Все техноторговые сети среди своих конкурентных преимуществ заявляют высокий уровень обслуживания клиентов, однако в настоящее время сервис оставляет желать лучшего. Согласно данным исследования, которое проводила «Академия сервиса» при помощи методики «Таинственный покупатель», ни одна из сетей, работающих в Челябинске, не может похвастать полным соответствием требованиям покупателя (см. «Детали»). Эксперты ожидают, что дальнейшее развитие рынка пойдет именно по пути повышения уровня и качества обслуживания в магазинах.

С приходом на Южный Урал «Техносилы» и Media Markt региональная экс­пансия федералов постепенно подойдет к концу, но ожидаемого отказа от демпинга не произойдет, уверены участники рынка, это по-прежнему мощное средство привлечения клиентов.

Дальнейшие перспективы рынка техноторговых сетей Андрей Кашин сравнивает с ситуацией на рынке сотового ритейла: «Когда розничные сети салонов сотовой связи начали фиксировать минусовые показатели, они завершили экспансию и провели ряд слияний и поглощений. Эта финансовая ситуация помогает компании значительно укрепиться на рынке».

Сравнение профилей качества ритейлеров

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (1)
Ксения
чт, 10/18/2007 - 14:37

Ну что сказать, как ни крути сервис пока еще не на высоте, да и техника не лучшего качества. Побольше бы конкурентов компаниям. А зачем создавать ажиотаж, выставляя "кучу" коробок на улице, как например это делает компания "Эльдорадо", время это уже истекло г-н Пинчук. Пора уже думать об улучшении обслуживания. Поменьше бы навязчивой и недобросовестной рекламы. Посмтрите например, на менеджеров "Диониса".

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
T
t
2
j
m
H
Enter the code without spaces.