Обувной ритейл

23.07.2007

Автор: Маргарита Запевалова.                                                                  http://dkvartal-chel.ru/

Доля нецивилизованной торговли обувью в Челябинске снижается: покупатели уходят с открытых рынков в «брендовые» магазины, при этом наибольшим спросом пользуется обувь среднего и низшего ценовых сегментов. Расширяются сетевые компании – со временем, по мнению экспертов, они вытеснят с рынка независимые магазины.

эксперты Светлана Воронина директор компании «Лана» Алексей Денисенко директор ООО ТД «Обувь» Виталий Дроздов директор ООО «Терволина – Челябинск» Ярослав Королёв партнер компании UPECO Елена Ничкова директор сети обувных салонов «Вестфалика» Алексей Таран руководитель службы маркетинга и рекламы обувной сети Корпорации «Уралобувь» Вячеслав Экшиян менеджер по закупу компании ABC

Почему продажи обуви растут незначительно

Какой формат торговли обувью наиболее перспективен

Сколько челябинцы готовы платить за обувь

Одна из наиболее заметных тенденций челябинского рынка обувного ритейла – постепенное вымирание открытых «толкучек» и переход к цивилизованным формам торговли. Покупатели выбирают более качественные и дорогие сапоги и босоножки, и потому объем рынка в денежном выражении ежегодно увеличивается, по разным оценкам, на 20-25%. Аналитики компании «Экспресс-Обзор» отмечают, что в 2006 г. по России он составил $16,9 млрд. Точно подсчитать, какая часть этой суммы приходится на челябинский рынок, невозможно, так как значительную его долю занимает теневой сектор. Эксперты считают, что в среднем на покупку летней пары обуви местные жители тратят одну тыс. руб., зимней – две-три тыс. руб.

Челябинцы экономят на обуви

По уровню потребления обуви на душу населения Россия значительно отстает от Европы. На одного человека в нашей стране сегодня приходится примерно две пары в год, в то время как среднестатистический житель Германии или Великобритании покупает как минимум вдвое больше. По мнению экспертов, причинами сложившейся ситуации можно считать низкий уровень доходов населения РФ, а также развитие потребительского кредитования. «Большинство людей сегодня тратит деньги только на оплату кредитов и на питание, а обувь остается на заднем плане. Особенно экономят на себе мужчины: годами носят одну-единственную пару, пока она не развалится. Только когда насытится рынок бытовой техники и ремонтных услуг, обувь будет продаваться активнее, чем сейчас», – полагает СВЕТЛАНА ВОРОНИНА, директор компании «Лана».

Однако статистика показывает, что некоторый рост потребления обуви все-таки наблюдается. По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2006 г. российский обувной рынок в натуральном выражении увеличился на 16,3%. АЛЕКСЕЙ ДЕНИСЕНКО, директор ООО ТД «Обувь», отмечает, что среднедушевой показатель потребления в Челябинске примерно равен федеральному, а в области эти цифры немного ниже. Всего, по словам г-на Денисенко, в столице Южного Урала продается порядка трех млн пар в год.

Интерес к мелким магазинам падает

По словам экспертов, теневой сектор (торговля на открытых рынках) занимает в Челябинске 40-50% обувного ритейла в натуральном выражении. На него приходится порядка 30% денежной массы, так как подавляющее большинство продавцов предлагает товар по цене ниже средней. Вторая половина рынка обуви распределяется между несколькими сот­нями фирм, из которых лишь около десяти можно считать крупными игроками. Остальные – небольшие ЧП, владеющие одной-двумя торговыми точками, которые расположены преимущественно в секциях торговых комплексов.

Снижение покупательского интереса к мелким обувным магазинам отмечают многие участники рынка. Так, по мнению специалистов компании UPECO, поставляющей на рынок косметику и аксессуары для обуви, сегодня есть смысл открывать единичный салон только под громким брендом. «Если в магазине смешана обувь и одежда неизвестных марок, покупатели туда не пойдут», – считает ЯРОСЛАВ КОРОЛЁВ, партнер компании UPECO. Эксперты сходятся на том, что в ближайшем будущем обувной бизнес будет укрупняться, жизнеспособными будут лишь сетевые проекты. Алексей Денисенко прогнозирует, что в итоге обувной ритейл в Челябинске будут представлять 6-7 сетей, которые сделают ставку на яркие бренды.

Однако пока рынок обуви слабоконцентрированный, это отмечают все его участники. АЛЕКСЕЙ ТАРАН, руководитель службы маркетинга и рекламы обувной сети Корпорации «Уралобувь»: «Явного лидера, который диктовал бы рынку свои условия, выделить сложно, потому что лидером можно считать только компанию, владеющую 20-30% рынка». Однако большинство экспертов склоняется к тому, чтобы отдать пальму первенства компании «Юничел» – обувному холдингу, пришедшему в розничную торговлю из производства. Свою рыночную долю на данный момент его руководство оценивает в 12%. «Юничел» – единственная обувная компания, которая имеет производственные мощности на территории Челябинска: здесь находится одна из трех фабрик, входящих в ее структуру. Это позволяет ей держать низкие цены на свою продукцию, не снижая качество. Торговый дом «Обувь» – дочернее предприятие «Юничела», владеет сетью из 160 магазинов, расположенных на территории Урала, Сибири и Москвы. Это самая широкая розничная обувная сеть в Челябинской области. Магазины сети работают в нижней части среднеценового сегмента.

На второе место эксперты ставят новосибирскую сеть «Монро», а также сеть, в которую входят монобрендовые салоны Salamander, Baden, M-Shoes, Laura Berti и Tamaris. Точная доля каждой из них неизвестна, однако Алексей Таран полагает, что она может достигать 8-9%. К числу заметных игроков эксперты относят также компании «Монарх», «Уралобувь», «Лана», «Вестфалика», «Гончаров», АВС и OBUFFKA. Их доли колеблются в пределах 3-5%, на территории Челябинска они имеют по три-семь магазинов, причем одни из них являются местными сетями («Уралобувь», «Лана», АВС), остальные – филиалами игроков из других регионов («Вестфалика»).

В последнее время в город активно заходят инорегиональные компании: высокий уровень доходов челябинцев делает рынок весьма привлекательным в глазах федеральных игроков. Однако достаточно жесткие конкурентные условия часто препятствуют воплощению их планов. Так, московская «Центробувь» предпринимает уже вторую попытку покорения Челябинска. ВИТАЛИЙ ДРОЗДОВ, директор ООО «Терволина – Челябинск», компании, работающей на местном рынке около полугода, говорит: «Конкуренция здесь высока, как и в других городах, где есть крупные производители. Мы не рассчитываем, что будем первыми по объемам продаж, как в более «легких» регионах, но есть ниша, которая практически пустует, – ценовой сегмент выше среднего, и мы постараемся ее занять».

«Для того чтобы содержать обувной магазин, в него нужно вкладывать не менее $5 млн каждый сезон», – отмечает Светлана Воронина. Поэтому открывать большое количество салонов многим мест­ным предпринимателям не под силу. Эксперты считают, что у федеральных игроков есть шанс потеснить местных, в основном это касается независимых магазинов, а существующие сети, скорее всего, рынок не покинут. Со временем ожидается приход компаний «Россита», Ralf Ringer и мировой обувной сети Bata. Когда именно они появятся, зависит от строительства новой торговой недвижимости, так как сегодня практически все лучшие места заняты.

Компаниям невыгодно работать в высшем ценовом сегменте

Аналитики инвестиционной компании «Финам» отмечают, что большинство обувных сетей формируются в среднем и низком ценовых сегментах. Таким образом они оттягивают клиентов с нецивилизованных рынков, которые своим дем­пингом задают общий ценовой уровень. Эксперты согласны с тем, что основной потребительский бюджет челябинцев лежит в этих границах.

«Мы регулярно проводим опросы на тему: сколько вы готовы потратить на обувь? Результаты показывают, что заплатить за зимнюю обувь больше трех тыс. руб. готовы только 3% людей», – говорит ЕЛЕНА НИЧКОВА, директор сети обувных салонов «Вестфалика». Поэтому компания «Обувь России» (владелец бренда «Вестфалика») не спешит развивать в Челябинске формат бутиков со средним чеком 5-6 тыс. руб., который она продвигает в других городах.

Некоторые участники рынка считают, что ориентироваться на высший ценовой сегмент вообще не имеет смысла, так как в Челябинске он весьма узок, к тому же состоятельные граждане привыкли удовлетворять свой спрос во время заграничных поездок – им не нужен для этого «магазин у дома». По словам экспертов, единственный магазин в городе, который интересует обеспеченных покупателей, – «XXI век».

В последнее время спрос сдвигается в сторону более качественной продукции: покупатели готовы переплатить 200-300 руб., но купить товар с гарантией и в комфортных условиях. Это провоцирует развитие на рынке новых форматов торговли, один из них – каскет , магазин, в котором атмосфера бутика соседствует с умеренными ценами. В Челябин­ске уже появляются подобные магазины как отделы в торговых центрах «Фокус» и «Горки». В то же время, дальше этого не идет: в городе до сих пор нет ни одного крупного специализированного обувного центра, под крышей которого было бы собрано несколько крупных сетевых игроков. Практика других городов показывает, что в таких торговых центрах возникает синергический эффект, и арендаторы поднимают продажи друг друга. Попытка реализовать эту идею была сделана лишь в одном магазине – «Галерее обуви», расположенной на пр. Ленина. В ней объединены четыре ритейлера, однако ее масштаб слишком мал. «Галерея обуви» – един­ственный пример специализированного обувного комплекса, но рекламирует ее только один арендатор – «Юничел», как свой магазин. И потому эффекта от этого мало», – считает Ярослав Королёв.

Большая часть обуви, продаваемой на рынке, родом из Китая

По оценке «Экспресс-Обзор», объемы производства обуви в России в 2006 г. выросли на 14,5%, однако на рынке российская обувь по-прежнему занимает незначительную долю. 80-90% всей продаваемой обуви импортируется из Китая, причем большая часть – неофициально. Многие продавцы выдают китайский товар за отечественный или даже европейский, перемаркировывая тару. ВЯЧЕСЛАВ ЭКШИЯН, менеджер по закупу компании ABC: «По нашему законодательству, на коробке в качестве страны-производителя можно писать ту страну, где обувь продается, и многие этим активно пользуются».

По словам Алексея Денисенко, продажа китайской продукции позволяет ритейлерам достичь рентабельности в 80-120%, тогда как у тех, кто торгует российской обувью, она равна 30-60%. Уровень накрутки можно определить из всевозможных скидок, которые время от времени устанавливают продавцы. Многие крупные российские и европейские компании переносят свое производство, полностью или частично, в Китай. Это позволяет им не только экономить на рабочей силе, но и контролировать производственный процесс, чтобы качество оставалось на высоком уровне, независимо от того, где произведен товар. «Если производитель дорожит своей маркой, он следит за качест­вом работ и применяемых материалов. Сейчас практически вся обувь делается в Китае, и потребитель от этого не страдает», – считает Алексей Таран.

Сегодня в Челябинске нет ни одного обувного ритейлера, который не был бы связан с китайским производством. Экс­перты объясняют это тем, что отечественной промышленности трудно быстро перестраиваться, и поэтому ультрамодные модели шьют в Азии, а классику – в России. По-прежнему распространена мимикрия под иностранные бренды. Rita Bravuro, Carlo Pazolini, Chester, ТJ, Baden, M-Shoes, Laura Berti, Tervolina и другие псевдоиностранные марки на деле принадлежат российским собственникам и также шьются в Китае. Однако аналитики полагают, что уже в 2007 г. доля российского производства сократится, и в то же время вырастет доля официального импорта примерно на 60%. Это положительно повлияет на качество обуви. Светлана Воронина считает, что не стоит ждать бешеных темпов роста рынка: «Если объем будет увеличиваться на 10% в год, это будет хорошо».

Каскет (casekit) – магазин модных товаров (одежда, обувь, белье) со специфическим набором особенностей. Промежуточная ниша между стандартным магазином и бутиком. Основные черты: соответствие товара модным тенденциям, безусловное качество, сервис, разумная цена.

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
y
f
A
G
3
U
Enter the code without spaces.