Илья Аносов: Скандал с «Матильдой» - это дежавю

26.10.2017

Сегодня, 26 октября, в российский прокат выходит изрядно нашумевший за последнее время фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный романтическим отношениям будущего императора Николая Второго и балерины Матильды Кшесинской.  Противники картины, от имени которых, в частности, выступает депутат ГД Наталья Поклонская, считают, что она искажает образ царя, причисленного Русской православной церковью к лику мучеников, и оскорбляет чувства верующих. Страсти накалились настолько, что некие лица начали рассылать письма с угрозами кинопрокатчикам, а также были зафиксированы инциденты с поджогами. В то же время ряд общественных и  культурных деятелей страны выступили в поддержку Алексея Учителя. Своим мнением об этих событиях с агентством Mega-U.ru поделился  заместитель начальника Управления общественных связей правительства Челябинской области Илья Аносов. 

Эль скандаль

- Скандал вокруг «Матильды» - это не просто дискуссия о свободе творчества, у него есть очень серьезная подоплека. Если приглядеться к ситуации, ничего не напоминает из последних событий? Нет дежавю? Конечно, Франция, сатирический журнал «Шарли Эбдо». Сначала в нем долго и упорно публиковали карикатуры пророка Мухамеда, и это во Франции, где мусульманского населения едва ли не больше, чем у нас в Челябинской области, потом пришли радикальные исламисты и расстреляли редакцию. Возникает вопрос: кто от этого выиграл? Мусульмане –  нет. Еще больше будет ненависти и презрения к мигрантам. Те, кто ратовали за свободу слова и положили свои жизни на ее алтарь, выиграли? Нет. Значит, выиграла некая третья сила, которая стравила местное население с мигрантами. И в случае с «Матильдой» происходит что-то похожее…

Странные совпадения

- Вообще, какие-то странные совпадения: фильм выходит в год 100-летия февральского и октябрьского переворотов, накануне 100-летия убийства царской семьи. И не какой-то фильм-размышление, потому что стоило бы через 100 лет, отбросив советские и либеральные клише,  подумать, что же действительно тогда произошло. Потому что когда говорят про наши сегодняшние трудности, забывают, что всё началось гораздо раньше… Сразу оговорюсь кто, что и за чем стоит, это тема журналистского расследования - но результат-то налицо – французский сценарий. Слава Богу, без жертв…

А что думает о «Матильде» РПЦ?

- Этот фильм, как и Алексей Учитель, – продукт нашего времени или безвременья. Как раньше говорили, бытие определяет сознание. И для официального заявления РПЦ просто нет повода. Герой этого фильма никакого отношения к царю в принципе не имеет. Бог судья режиссеру, хотя можно быть и поделикатнее. Все-таки 70 процентов населения России православные, а слой интеллигенции, который оценит этот продукт «свободы творчества», тонкий… Что ж, вот так режиссер видит. Помните слова Иммануила Канта? «Надо уметь смотреть в лужу, а видеть отраженные звезды, а не грязную воду».

Озабоченные религиозной свободой

Итак, кому выгоден этот скандал вокруг «Матильды»? Отмотаем время назад: в 80-х годах у нас начинается перестройка, в 90-м году принимается закон «О свободе вероисповеданий» и в Россию устремляются зарубежные миссионеры. Особенно в Сибирь и на Дальний Восток, их концентрация сегодня там – самая большая на душу населения в России. Почему? Да потому что там нефть и газ, центральное нечерноземье их не интересует. Потом возмущенная общественность требует ограничить их деятельность, готовится новый законопроект, но он сгорает в 1993 году в Белом доме. Через какое-то время появляется новый законопроект, который снова пытается их ограничить и закрепить роль традиционных конфессий, что отражено в законодательстве европейских стран, но об этом у нас мало кто знает. Закон принимается в 1997 году, хотя и под жесточайшим давлением стран Запада. Правда, часть, которая касается деятельности миссионеров, из него выпадает, и единственное, что осталось – преамбула, констатировавшая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Эти строки до сих пор вызывают раздражение Запада.

А у американцев примерно в то же время, в 1998 году, появляется «Акт о международной религиозной свободе». Его задача – надзирать за соблюдением религиозной свободы во всех странах, есть комиссия конгресса США, которая каждый год представляет доклад. Естественно, жизнь православных и мусульман их мало интересует, их больше интересуют экзотические культы и тот же «Хизб-ут-тахрир» (организация, запрещенная в России). Когда у нас произошли аресты активистов этой организации, в отчете комиссии было выражено умилительное сожаление по этому поводу.

У американцев, вообще, основа всей внешней политики – религиозная. Не военная, ни экономическая, а религиозная. Они прекрасно понимают: стоит перекрестить народ, сменить мировоззрение, и изменится все. И не потребуются авианосцы, «Томагавки», не надо будет разыскивать следы химического оружия. Как сейчас в Южной Корее - 30% населения исповедуют различные формы протестантизма, и Корея верно движется в кильватере Запада.

Корейский вариант не получился

Американский политолог Сэмюэль Хантингтон в своей статье «Столкновение цивилизаций» еще в 1993 году писал:

«Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские (Russians), перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне (Russians), а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными» (Полис, 1994, №1, с. 45).

При этом он Запад называл Западом, а Россию – православной цивилизацией. И он же обозначил на карте разлом между Западом и православной Россией, прошедший сегодня по всей Украине. Поэтому пылающий Донбасс - это не экономический конфликт, а мировоззренческий.

А в 2005 году знаменитый социолог религий Питер Бергер публикует статью, содержавшую анализ взаимоотношений государства и Церкви в первый президентский срок Владимира Путина (Berger P. Orthodoxy and Global Pluralism // Demokratizatsiya, 2005, Summer,  13:3,). 

Он, в частности, пишет: «История создает серьезную проблему во взаимоотношениях  Православия с либеральной демократией и рыночной экономикой. Приверженцы любой религиозной традиции испытывают трудности, когда демократически избранный режим издает законы, противоречащие  божественно санкционированным нормам… Но православная идея симфонии как гармоничного единства общества, государства и Церкви представляет значительное препятствие для принятия либеральной демократии, рассматриваемой лишь слегка предпочтительнее анархии. Православная идея общественной солидарности (соборности) затрудняет распространение рыночной экономики, основанной на конкуренции и индивидуальном предпринимательстве. Рыночная экономика (или, что тоже самое, – капитализм) вызывает моральное отторжение как проявление жестокости и алчности».

Вывод маститого ученого неожиданен: «По всей вероятности, Россия является единственной страной, в которой нечто вроде традиционной симфонии [между государством и Церковью] имеет шанс на воссоздание».  

И это он писал не для нас, а выражал свою озабоченность для «них».

В итоге миссионерский проект в России Западу не удался, корейский вариант не прошел. Русская православная церковь и традиционный ислам играют все большую и большую роль, и это вызывает у наших заокеанских партнеров очень сильную озабоченность.

ХГ = ИГ

И вот раскручивается история с «Матильдой». Сначала появляется фильм, полемика вокруг него, а потом некая группа под названием «Христианское государство «Святая Русь». Ничего не напоминает? «Исламское государство» (организация запрещена в России) – схема, на мой взгляд, та же.

Вдруг появляется общественность, которая называет себя православной, заявляет об оскорбленных чувствах, но при этом сыплются угрозы, один чудик уже въехал на автомобиле в кинотеатр. То есть происходит дискредитация православия, столь желательная Западу.

Сами православные тоже поставлены в сложное положение. Поддержать фильм они по определению не могут, несмотря на всю свободу творчества, но, критикуя его, в глазах обывателя они опосредованно встают в ряды «Христианского государства». Вот такая схема, как и с «Шарли Эбдо»… Я не утверждаю, что это организовано специально, я этого просто не знаю, но как-то все очень удивительно складно получается, как во Франции.

Кстати, у нас в Челябинске в 2013 году похожая ситуация была. Некие псевдорусские националисты подают заявку на митинг против строительства мечети в Тракторозаводском районе. Лозунг – «Мы против исламизации России!». Причем акция идет по всей стране. У нас они подгадали под тот момент, когда выделили участок под строительство. Это в Челябинской области, где проживает 13% этнических мусульман! Информационное сопровождение акции обеспечивало радио «Свобода». С каких это пор радио «Свобода» заинтересовала судьба русской нации?! До каких-то столкновений, к счастью, не дошло, но в Интернете фото были выложены...

ХГ – заготовка к чему-то большему

Думаю, в ближайшее время появятся более серьезные проекты, которые будут называть себя православными, но дискредитировать РПЦ. Технологии эти отработанные… Ведь что думает рядовой обыватель, когда читает или слышит, что кинотеатрам угрожает поджогами группа из «Христианского государства»? Тем карикатуристам французским тоже сначала сыпались угрозы, а потом... И кто гарантирует, что у кого-то не сорвет крышу в наше непростое время и кто-то не «порадеет за веру»?

Радикального православия быть не может по определению, а эта искусственная конструкция поразительно напоминает схему «ИГ» и «Хизб-ут-тахрир». Если посмотреть сайты этих организаций, их делают не какие-то чумазые парни. Там публикуется информация о том, что происходит в мире, что делает олигархия, причем больше, чем в СМИ. А для неокрепших умов это примитивная приманка. Мировой империализм поедает весь мир, и что делать? Надо строить справедливое «Исламское государство» (организация запрещена в России). Попробуйте подростку объяснить, что это чушь, это в принципе невозможно. Тут тоже «Христианское государство», но к православию это никакого отношения не имеет. Это однозначно. Словом, реализуется знакомая схема, заготовка.

И еще один аргумент

Не знаю, сколько сейчас в работе писем, которые рассылались этими якобы сторонниками «Христианского государства» по поводу «Матильды». Делалось это веерно, по субъектам Федерации и по всем органам власти, то есть работает целая сеть. И тут тоже интересная схема: если представители власти поддерживают фильм, то они плохие для большинства православного населения, не поддерживают – плохие для творческой интеллигенции. Плюс чиновники, далекие от религии, читают эти письма и по поводу православных начинают крутить у виска указательным пальцем. Казалось бы, ерунда, но происходит это организованно, в массовом масштабе в конкретное время и по всей стране. Цель? Дискредитация православия.

Кстати, когда случилась эта история с балаганом, который устроили «Пусси Райот» в главном храме страны, знаете, как ее подавали в англоязычных СМИ? Я имею в виду солидные издания. Их мало интересовал этот скандал, всё сводилось к другому. Это что же делается в России?! Вместо того, чтобы следовать своей Конституции и светскости, они освящают знамена в армии, командные пункты ракетных войск стратегического назначения, на вокзалах строят церкви и т.д. Вот что их волновало! Да, еще президент имеет неплохие отношения с Патриархом… Все пошло не по сценарию Запада,  и происходит то, о чем предупреждал Хантингтон – русские вновь становятся русскими.

Запад очень озабочен возвращением России к своим историческим, культурным и духовным корням, тем, что проект «перестройка» в своей духовной части провалился.

И значительный вклад в дело духовного возрождения России вносит Челябинская область. Губернатором подписаны и успешно реализуются соглашения о социальном партнерстве с Митрополитом Челябинским и Миасским Никодимом, с Муфтием Челябинской и Курганской областей Ринатом Раевым. В результате у нас не получили распространения религиозные культы деструктивного характера, радикальные течения ислама, «корейский» проект также потерпел фиаско.

Думаю, на Южном Урале так называемое «Христианское государство» навербует немного добровольцев в свои ряды, несмотря на всю эту канитель, затеянную вокруг «Матильды».  

P.S. Для тех же, кто искренне считает что построение т.н. «Христианского государства» разрешит все проблемы и противоречия, приведу мудрые слова из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей».

 

 

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
t
z
M
x
W
d
Enter the code without spaces.