Дмитрий Микулик: Нельзя купить хороший «Мерседес» по цене «Запорожца», хотя очень бы хотелось

06.07.2016

«Дорожная» тема в этом году стала одной из самых обсуждаемых.  Большие нарекания вызывает у южноуральцев состояние региональных и в особенности муниципальных дорог.  В 2015 году в регионе первые было создано отдельное министерство, курирующее  дорожные работы. О том, как ведомство выстраивает свою работу, какие приоритеты определяет на этот и будущий годы и какими финансовыми средствами располагает, агентству Mega-U.ru рассказал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик. 

- Дмитрий Сергеевич, какими финансовыми ресурсами в этом году располагает министерство?

- В текущем году идет рост ассигнований на дорожные работы.  Мы понимаем, что чем лучше состояние дорог, тем лучше развивается экономика региона. И губернатор нас в этом активно поддерживает. По его инициативе финансирование дорожных работ из региональных средств увеличено в этом году до 10,5 млрд рублей. Кроме того, более одного миллиарда рублей мы получим из федерального бюджета.

- Какие приоритеты ставите на текущий год, исходя из финансирования?

- Экономическая ситуация сегодня, как известно, непростая, на чем-то приходится экономить. В этом году главной задачей мы определили проведение ремонта дорог, финансирование на эти цели существенно увеличено. Поэтому объемы ремонтных работ по отношению к прошлому году увеличены почти на треть. Всего планируем отремонтировать более 116 километров асфальтированных межмуниципальных дорог, в том числе на 28-ми километрах будет проведен капитальный ремонт.

- Депутаты областного парламента расширили список источников, за счет которых может пополняться дорожный фонд. О каких дополнительных суммах может идти речь?  

- Дополнительно мы ввели четыре источника. В том числе, как один из механизмов, мы предложили возможность вносить благотворительные взносы, или, как назвали их журналисты, пожертвования. Оценить это в цифрах пока затруднительно.

- Кто заинтересован в такого рода пожертвованиях?

- Заинтересован бизнес, который развивается и понимает, что по мере роста предприятию потребуется трансформация той или иной дорожной инфраструктуры.  Например, карьер какого-то горнодобывающего предприятия подошел к дороге, и она может попасть в зону разработки. А нам неинтересно ее потерять безвозвратно. Предложенный нами механизм поможет разрешить такую ситуацию. Сейчас мы ведем переговоры с рядом организаций по разной тематике. Результаты можно будет озвучить, когда появится конкретика.

- Деньги будут жертвовать на определенный объект?

- Не обязательно. Это могут быть добровольные взносы на улучшение дорожной инфраструктуры как проявление социальной ответственности бизнеса. 

- Как Вы оцениваете набранный с начала сезона темп дорожных работ?

- Я скажу так: подрядчики находятся в графике, и нас это устраивает. Особенно нас порадовало исполнение контракта на содержание дорог (подрядчик ЗАО «Южуралмост» – ред.). Плановую цифру объема обустройства асфальтобетона они практически выработают за три месяца – май, июнь, июль. Я думаю, что и сам подрядчик рад этой ситуации, потому что компания находится в стадии реорганизации. У нас были определённые опасения по поводу исполнения контракта, но отрадно отметить, что они не оправдались.

- В тех случаях, когда опасения оправдываются, насколько сложно призвать к ответственности недобросовестного подрядчика, выигравшего контракт?

- Достаточно тяжело. Нас (министерство – ред.) - очень просто, мы доступны всем ветрам. А вот подрядчика, как показывает практика, в силу многих нюансов, привлечь нелегко. Мы взываем и к надзорным, и к силовым структурам, очень непросто доводить это дело до конца. Сейчас мы готовим законодательные инициативы, которые, если будут приняты, создадут механизмы по предотвращению возможных злоупотреблений со стороны потенциального подрядчика.

Но, вообще, хороших подрядчиков больше, чем плохих. Я надеюсь, что негативные прецеденты, как, например, в этом году произошло в Кунашакском районе  (дорога на Усть-Багаряк – ред.), помогут нам наработать определенный опыт, чтобы в будущем избегать рисков «попасть» на недобросовестного подрядчика.  Хотя иногда проблемы исполнения контракта связаны с объективными причинами. В том числе, с некачественным проектированием. В итоге подрядчик, приступив к работе, видит совсем не ту геологию, что указана в проекте. Не скалу, а глину, например. Поэтому мы сейчас стараемся ужесточать ответственность проектировщиков.

- Вы не раз говорили, что причина недолговечности асфальтовых покрытий кроется в некачественных битумах? Что делать с этим? 

- Это проблема системная для всех регионов России. Многие нефтепроизводители предлагают модифицированные битумы, но все зависит от цены, а она может отличаться в разы. Как госзаказчик, я могу любую технологию прописать в техзадании, но подрядчик, который  выиграет тендер, может оказаться неготовым к таким новшествам. Поэтому мы подходим к этому вопросу достаточно осторожно, чтобы не наломать дров. Дорожный сезон и так достаточно короткий, и хочется успеть сделать как можно больший объем. Все-таки лучше старых советских ГОСТов по дорожному строительству пока еще никто не придумал. Проблема в том, что реально ухудшается качество вяжущих материалов, и это отмечают дорожные строители всех регионов. Особенно нас беспокоит качество вяжущих материалов по данным характеристикам в зимний период.

- Это влияет на долговечность покрытия?  

- Есть такое расхожее выражение – вместе со снегом сошел асфальт. Но мало кто вникает в причину этого. При сильных заморозках применяемые вяжущие материалы уже не в состоянии полноценно выполнять свои функции, а так как интенсивность движения летом и зимой теперь почти сравнялась, то нагрузка в период ослабления дорог не снижается. Поэтому в марте и апреле мы видим выбоины, ямы и так далее, именно из-за того что вяжущие материалы не выполняют свои функции.

Ну и не нужно забывать, что Челябинская область – это не аграрный регион, как, например, Башкирия. Мы промышленный край, транзитный регион, и, соответственно, дороги испытывают колоссальную нагрузку, эксплуатируют их нещадно. И очень хорошо, что по нашим дорогам проходят тысячи автомобилей, мы только «за», - значит экономика развивается. Но при этом высказывать все претензии в адрес дорожников, оскорблять целую отрасль, я считаю недопустимым.

- Как Вы относитесь к применению различный инноваций в дорожном строительстве?

- Мы всегда открыты для обсуждения и поиска новых технологий.  Ежемесячно проходит экспертный совет при министерстве, на который приезжают разработчики из институтов Тюмени, Москвы, Томска, Екатеринбурга, Казани, то есть со всей страны. Мы эти предложения рассматриваем и оцениваем с точки зрения эффективности применения.

Вообще говоря, наша задача – в условиях ограниченных бюджетных средств применять те технологии, которые будут наиболее эффективными в наших климатических условиях, причем при наименьших финансовых затратах.

Надо иметь в виду, что передовой опыт – это всегда дорого, если вы что-то испытываете первыми. Когда начинается тиражирование во многие регионы, то цена вопроса значительно уменьшается. Поэтому мы внимательно изучаем наработанный опыт коллег, смотрим, что из этого можно применить у себя. Например, есть очень интересный опыт Республики Дагестан, где прокладывают дороги по горной местности. Мне лично хотелось бы съездить в Белоруссию, где дороги сделаны на пять с плюсом. 

- Сколько сегодня стоит один километр дороги?

- Такого параметра, как стоимость километра дороги, в нормативной документации нет. Это очень глубокое заблуждение. На самом деле затраты на ремонт или строительство одной и той же дороги на всем протяжении будут постоянно меняться. Это зависит от сложности данного конкретного участка и условий. Могут три километра дороги стоить 400 миллионов рублей, потому что требуется огромная сопроводительная работа, прокладка большого количества сетей. А в других условиях на ту же сумму можно построить 25 километров дороги.

- А можно строить качественно, но недорого?  

- Нам бы тоже хотелось так строить. Но нельзя, к сожалению, купить хороший «Мерседес» по цене «Запорожца», хотя очень бы хотелось.

- Ваше ведомство много критикуют, вы постоянно в центре публичного обсуждения, и не всегда лестного…

- С нас много спрашивают, и мы понимаем свою ответственность, но давайте не будем играть в одни ворота. Если вы хотите получать от нас качественную услугу в виде хороших отремонтированных дорог, то давайте и сами будем ответственно относиться к их сохранности и состоянию. За рубежом никто не выкидывает пластиковую бутылку из окна машины. Почему у нас это делают? Почему нельзя весь мусор довезти до того места, где его можно выбросить в бак? На уборку вдоль дорог тратятся большие бюджетные ассигнования, эти средства можно было бы направить на дорожный ремонт. Мы проводили такой эксперимент: в пятницу вычищали до блеска территорию остановочного комплекса на трассе, приезжали туда в понедельник, и было полное ощущение, что целый год здесь никто не убирал. Я уже не говорю о воровстве элементов дорожной инфраструктуры, это отдельная больная тема.   

- Недавно при министерстве был создан Общественный совет. Чем он будет заниматься?

- Главная задача совета – осуществление общественного контроля за деятельностью министерства через экспертизу нормативных документов и мониторинг принимаемых решений. Для нас это возможность прямого взаимодействия с организациями, которые представляют общественное мнение и запрос. Формат такого общения за круглым столом позволяет получить конструктивную критику и объективную оценку работы. У нас есть большое желание получать отклик о своей работе и сделать ее более понятной для населения. Мы на этой площадке рассматриваем весь спектр вопросов, и нам очень приятно, что у нас есть такой совет.

 

 

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
P
X
h
X
e
k
Enter the code without spaces.