Челябинский дом моделей: о вкусах не спорят?

03.09.2015

Прогулка по Челябинску вместе с Юлией Поздеевой продолжается. Сегодня автор предлагает вспомнить историю ажурного панно из каслинского литья, которое когда-то украшало одно из зданий в центре города и было достопримечательностью южноуральской столицы.

Семиэтажное здание по проспекту Ленина, 57, построенное в 1973 году и известное старым челябинцам как Дом моделей, как будто с самого начала было обречено стать жертвой вкусовщины властей предержащих.

Например, знаменитое кружевное панно из чугунного литья появилось на нем далеко не сразу. Как выглядел институт НИИшвейпром без этого украшения, можно увидеть на снимке, опубликованном в газете «Вечерний Челябинск» за ноябрь 1973 года, которым проиллюстрирована заметка о скором монтаже исполинской конструкции.

О причинах промедления в местной прессе того времени не говорилось, а их было несколько, в том числе и идеологически мотивированных. Много позже автор проекта, прославленный архитектор Евгений Александров в своих интервью рассказывал, почему так получилось. Идея оформить стену, закрывающую вынесенную за границу фасада лестницу, в виде раскрытой книги, чтобы связать административную многоэтажку из стекла и бетона со зданием стоящей напротив публичной библиотеки, появилась еще на первоначальном проекте, в 1966 году. На фасаде предполагалось разместить мозаичное панно по эскизу челябинского художника Алексея Смирнова, которое бы отвечало «модному» предназначению помещений. Уже в Москве были утверждены проект и смета (Челябинский филиал Центра НИИ швейной промышленности подчинялся соответствующему министерству), уже заказали в столице несколько тонн смальты, как вдруг местный обком партии воспротивился: тамошним идеологам показалось, что «легкомысленный» яркий рисунок – не самое удачное соседство с площадью Революции и, собственно, с самим зданием обкома (ныне здание Заксобрания Челябинской области). В качестве нейтральной альтернативы кто-то даже предложил облицевать стену… белым кафелем. Тогда-то и родился проект с каслинским литьем, который сочетал эстетику с пролетарским происхождением и к тому же отвечал духу и местного патриотизма. Но тут возникла новая загвоздка: начальник участка усомнился в прочности конструкции, мол, стена строилась под украшение мозаикой, а тут – чугун, и потребовал сделать дополнительные расчеты. Наконец, всё было готово, смонтировали композицию, сняли леса. Но тут возникла новая напасть – в конфигурации ажурных и непрозрачных элементов местные баптисты увидели крест и сочли это божьим промыслом. Пришлось поменять местами некоторые части панно.

Итог – композиция, состоящая из 7200 элементов, шириной 12 и высотой 25 метров, общий вес, по разным данным, составлял от 14 до 16 тонн.
Редакционная статья в «Вечернем Челябинске» из сентябрьского номера 1974 года была полна туманных намеков: «Кто-то не удержался от шутливого сравнения со знаменитой решеткой Летнего сада. Шутки шутками, а беспокойство за каждое изменение в облике родного города, в его убранстве не покидает нас никогда. И преследует до исчезновения строительных лесов, временно усмиряющих наше воображение и фантазию. И если реальное окажется не таким уж далеким от этой фантазии, тогда оправданной будет добрая шутка о Летнем саде. Но бывает иначе, тогда шутку сменит досада. В 238 лет за модой угнаться трудно, даже если речь идет о городе. А угнаться надо… Порой одного штриха достаточно, чтобы современной конструкции дом стал еще современнее. Долго ломали голову над оформлением института швейной промышленности. Длительность оправдывалась спецификой самого учреждения. Как-никак отсюда диктуются законы моды. Сошлось во внешнем оформлении на каслинском литье».

Оригинальное украшение сразу же зачислило здание института в разряд архитектурных достопримечательностей Челябинска – это было поистине уникальное сооружение. В 1985 году решением исполкома Челябинского областного Совета депутатов за №396 памятник истории и культуры СССР «Декоративно-монументальное панно из чугуна на здании НИИшвейпрома» был поставлен на государственную охрану.

С момента окончания строительства и до конца 90-х в здании на проспекте Ленина, 57, располагался Челябинский филиал Центра НИИ швейной промышленности (ЦНИИШП). Его открыли в Челябинске в 1963 году как научно-практический центр развития швейной промышленности Урало-Сибирского и Дальневосточного региона. НИИ контролировал все процессы швейного производства — от технологии до нормирования труда и расхода сырья, в подчинении - конструкторско-технологическое бюро, завод по изготовлению средств малой механизации для оборудования швейных фабрик. Территориально в Уралшвейпром входило 6 областей Урала и Западной Сибири. Он был вторым по объему выпускаемой продукции после Москвы.
Любопытно, что в справочнике 1976 года в качестве юридического адреса НИИшвейпрома указано соседнее здание, соединенное с ним теплым переходом, - Ленина, 59. А в доме по Ленина, 57, - Дом моделей «Одежда», который находился в подчинении НИИ.

Челябинский Дом моделей тоже был достаточно известен и обеспечивал своими разработками конструкторской документацией на новые модели одежды 32 швейные фабрики не только Челябинской, но и Оренбургской, Омской, Тюменской, Свердловской, Курганской областей, а также Башкирии, Казахстана и Украины. ЧДМО вместе с коллегами из Москвы и Ленинграда участвовал в разработке моделей костюмов для делегации СССР на Олимпийских играх 1980 года. В 1984–85 годах ими же разрабатывалась единая для стран СЭВ методика конструирования одежды. Демонстрационный зал и фойе, кстати, были оформлены росписями по эскизам того же Алексея Смирнова, иллюстрирующими эволюцию моды.

В 1980 году с включением в состав НИИ Челябинского филиала Ленинградского ПКБ швейной промышленности организация получила новое название – Челябинское специализированное проектно-конструкторское и технологическое бюро швейной промышленности с опытным производством.

В 90-е годы серьезный удар по индустрии южноуральской моды нанесли многочисленные челноки, заполнившие прилавки дешевыми нарядами из Китая и Турции, казавшимися тогда более современными и яркими по сравнению более практичными изделиями местного производства. Местные кооперативы тоже не отставали, обеспечивая ширпотребом челябинских модниц. Тогда же появились и серьезные конкуренты – Дом моделей «Уральские зори» и компания «Примула-мод». И НИИшвейпром, и Дом моделей частично переориентировались на сертификацию продукции текстильной и легкой промышленности и переподготовку кадров - появилась фирма «ПРОНАП», зарегистрированная в форме ГУП. Офисы в центре города стали постепенно сдаваться в аренду различным магазинам и коммерческим структурам, некоторые помещения на первом этаже были выкуплены и перестроены. Но этот вид деятельности лишь ненадолго продлил существование бывшего НИИшвейпрома. В 2000-е здание с чугунной решеткой окончательно перешло в ведение областных чиновников, которым требовались новые площади для кабинетов – здесь расположились структуры, отвечающие за управление промышленностью, экономикой и финансами.

В 2007 году специалисты ЮУрГУ подготовили заключение, в котором отмечалось снижение прочностных характеристик и наличие коррозионных повреждений, и выдали рекомендации по демонтажу панно. Однако панно оставалось объектом культурного наследия регионального значения и снять конструкцию было не так-то просто. Решительное «фи» сказал тогдашний глава Челябинска на заседании градсовета, посвященном проекту нового корпуса Публичной библиотеки. «Комсомольская правда-Челябинск» в номере за 8 февраля 2008 года цитирует Михаила Юревича: «Напротив и так некрасивый дом (высотка по проспекту Ленина, 59, украшенная каслинским литьем. - ред.). Кстати, нужно отремонтировать его фасад. Еще одного такого же челябинцы не простят».

В сентябре 2010 года в Главном управлении архитектуры и градостроительства Челябинска было принято окончательное решение о демонтаже конструкции, и через три месяца, в декабре, чугунная решетка была снята. Рассматривались варианты с размещением панно на других зданиях, на территории ландшафтно-этнографического музея, но вопрос о замене креплений и реставрации даже не обсуждался. После реконструкции фасада вернуть архитектурному памятнику первоначальный вид уже не представляется возможным – теперь здесь стекло и полированный камень, которые, видимо, более отвечает вкусам провинциальных начальников. Утратил навсегда свой прежний вид и демонстрационный зал – над ним надстроили очередной бизнес-центр.

В 2013 году челябинские активисты во главе с краеведом Юрием Латышевым, попытались было привлечь Михаила Юревича к ответственности за разрушение объекта культурного наследия, тем более, что для этого были серьезные основания: в 2012 году «Декоративно-монументальное панно из чугуна на здании ЦНИИшвейпром» (пр. Ленина, 57, г. Челябинск) было включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №80. История получила нешуточный резонанс в прессе, но дело застряло в прокуратуре. Энтузиастам удалось лишь отыскать сложенные штабелями решетки на одном из складов правительства, где они, вероятно, пылятся до сих пор.

Юлия Поздеева, специально для Mega-U.ru

 



Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
c
Q
Q
L
G
B
Enter the code without spaces.