Юрий Синицкий: Игра в цифры, или Нас опять промониторили

15.11.2013

Неделю назад Министерство образования и науки, не устающее поражать академическую общественность инициативами по «оптимизации» в различных сферах учебной и исследовательской деятельности, обнародовало итоги второго «мониторинга эффективности» вузов. В этот раз проверка (если таковой можно назвать сведЕние  в красивые графики и схемы данных, предоставленных самими вузами с мест) затронула около полутора тысяч высших учебных заведений РФ, треть из которых – негосударственные.  По сравнению с первым мониторингом годичной давности, вызвавшим, мягко говоря, неоднозначные реакции, нынешние результаты более благостны. Возможно, потому, что были несколько скорректированы параметры оценки, а возможно, и потому, что академическая бюрократия, которой теперь в вузах чуть ли не больше чем ППС и научных сотрудников, за год приноровилась к требованиям «нужной» отчетности. Чай, не впервой! 

В общем и целом, большинство челябинских вузов может выдохнуть и расслабиться до второго квартала 2014 года, когда начнется сбор новых данных. У нас, господа-товарищи, все практически тип-топ: в самом мегаполисе неэффективных вузов только два – государственный педагогический университет и негосударственное учреждение с загадочным названием «Многопрофильный институт».

Лидерами эффективности среди «аборигенных» челябинских вузов, то есть тех, которые не являются «площадками» высших учебных заведений из других городов, стали Академия культуры (выполнено 6 из 6 показателей) и Институт агроэкологии при Агроинженерной Академии (6 из 6).  В то время как закадычным соперникам по претензиям на пальму академического первенства – ЮУрГУ и ЧелГУ – удалось вписаться только в 4 из 6-ти.

Однако доработанные по сравнению с прошлогодними критерии оценки не стали менее сомнительными. Какое отношение к образовательной деятельности собственно вуза имеет средний абитуриентский балл ЕГЭ? Ведь задачей высшего образования является доведение школьного «сырья» до нового уровня, то есть оценивать-то нужно прогресс, а не исходное состояние. Почему в показатели эффективности не входит пропорция вузовских бюрократов по отношению к профессорам и преподавателям, то есть «рабочей силе»? О применении количественных подходов к научной деятельности можно вообще говорить бесконечно. Вектор ясен:  оптимизаторы из минобра решили «алгеброй гармонию поверить», для чего,  не исключено, готовы науку «умертвить».  Впрочем, как всегда, мы отстали в этой «новации» от всего остального мира, где уже наметился отказ от количественной наукометрии в пользу экспертной, то есть качественной оценки.

Ну да, Бог с ними, с показателями... Если все так относительно, чинно и благородно, то почему столько недовольства со всех сторон? Вузы рапортуют об успехах в образовательной деятельности, а студенты жалуются на высокую плату, низкое качество обучения и проблемы с трудоустройством. Научные сектора хвалятся «инновационными прорывами», которые на поверку оказываются местными вариациями распила по образу и подобию пресловутого «Сколково».  Министерство трубит о том, что выросла зарплата, а преподаватели стонут о ее фактическом понижении при росте нагрузки, о массовых увольнениях, «замораживании» ставок и ректоратском феодализме. 

И по-прежнему, несмотря на мантры о переизбытке «юристов и экономистов» и призывы развивать инженерное образование, самый большой набор в крупнейших вузах города делается на экономические и  управленческие специальности. Именно эти фабрики «эффективного» производства безработных с завышенными амбициями продолжают оставаться источником самой значительной доли внебюджетных доходов вузов.

А самое главное, все знают: вся эта круговерть с «эффективностью» и «оптимизацией» - всего лишь бюрократическая игра в цифры. Правила коей можно принять или просто выбыть. Только вот где гарантия, что после того, как из игры выйдут (или будут выбиты) все «неэффективные», на поле останутся игроки, способные научить не имитации бурной деятельности, а чему-то реально полезному для общества?

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (13)
Доцент
пт, 11/15/2013 - 21:53

"Почему в показатели эффективности не входит пропорция вузовских бюрократов по отношению к профессорам и преподавателям, то есть «рабочей силе»?- Да потому, что тогда станет ясно, что сокращения и оптимизация не коснулись именно вузовской бюрократии. Более того, их зарплата с нынешнего учебного года еще и увеличилась. В ЧелГУ , например, на 20%.
Фа-Соль
пт, 11/15/2013 - 23:46

А хорошо бы еще для наглядности сделать еще пару - 1) соотношение зарплат ректората и рядовых ППС или как там они их называются на канцелярском языке, научно-пед-работников. Одно дело частная фирма с хозяином-барином, другое госвуз где начальник получает в 25 раз больше среднего сотрудника. 2) количество душ административного балласта из всяких отделов на разных этажах на душу реально работающих ППС и НС.
Ми Минор
сб, 11/16/2013 - 10:51

О, да! Кидаю для затравки: только из кассы вуза по полмиллиона получает Рушанин, в полтора раза больше - Шестаков. В агроинженерном и ЧелГУ зарплата ректоров по семь лямчиков в год.
PhD
сб, 11/16/2013 - 16:35

Шатин, поди все жалованье "новым язычникам" отдает. Универ то совсем в разнос пошел. Хоть бы Мельникова вместо этого сектанта поставили.
Интересант
сб, 11/16/2013 - 17:35

Во-во,только из кассы.А сколько мимо кассы ему- АЛШ- в клювик Байкова проносит за одну аренду? не меньше еще мильёна в месяц!
Мозголом
пт, 11/15/2013 - 21:58

И заметьте, все эти реформы проходят в условиях абсолютной непрозрачности университетских бухгалтерий. И безобразных схем увода бюджетных средств в формочки и структурки, "родственные" первым вузовским начальникам.
Фа-Соль
пт, 11/15/2013 - 23:52

Если б только увод. Некоторые из этих совершенно частных фирмочек сидят на вузовских площадях без аренды, а персонал проведен черед кадры. Нету на них старых добрых фининспекторов. Которые и проверить могли, и о поэзии поговорить
AUDI
сб, 11/16/2013 - 10:58

Почему некоторые?- Все, если в учредителях родня и партнеры, отстёгивающие положенное. А вот если арендует контора, которой необходимо для международной деятельности, в научных проектах, кстати, партнерство с вузом соответствующего профиля и государственным по форме, то тогда аренда приближена к ценам арендной платы за офисы на Старой площади.
Фа-Соль
пт, 11/15/2013 - 23:56

Надо же, агроэкология. В прошлом году Агроинженерный вроде неэффективный был. Вот что отчет животворящий делает...
Папа-мама
сб, 11/16/2013 - 10:38

Более бесполезного учебного заведения как кулек и не знаю, а вот поди ж ты- для чинуш с их высосанной из пальца системой оценки- он самый распрекрасный. Дочь нашу ,дважды не поступившую в московские "артистические" , уговорили поступить на актерский в эту липовую академию: хоть, мол, среда будет студенческая. Так она через год сбежала. Теряю время, говорит. А она у нас, в смысле мозга , - совсем не Софья Ковалевская. Видимо, от страха возвращения к этим безумным Аничковой с Чикурчиковым, произошел невиданный всплеск таланта- взяли в московскую театральную академию( ГИТИС). Нов кульке же не только специальности учат какие-то дремучие лешие- сами там почасовиками работали, там же гуманитарные кафедры какими-то "беликовыми" нашпигованы. Это уж точно даже не обескровленный ИГО в родном универе.
DDDT
сб, 11/16/2013 - 10:46

Нужно, как в штатах, отказываться от господдежки вузов. Выживем. Особенно, если установить реальный контроль за дебетом- кредитом вуза. Не вижу , чем совет универа из частных радетелей за просвещение хуже блатных необразованных неквалифицированных чиновников из Минобраза , смешнее некуда, еще и науки.
ППС
сб, 11/16/2013 - 16:10

Это было бы лучше. Что , кстати, даже в нашеи регионе и происходит: частные вузы и репутацией дорожат, и кадры для образования студентов поприличнее приглашают. Боюсь, только, что частные инвесторы при нынешних правилах, не захотят рисковать своим капиталами для организации продвинутых вузов. Могут отобрать или запретить. А вы представляете. сколько нужно денег для организации основного базиса университета- библиотеки? Ну, это если мы по гамбургскому счету, о новом образовании рассуждаем.
Предок
пн, 11/18/2013 - 11:25

Все это мило, конечно, бодания чиновников с преподами, а студентам то что делать? У меня сын поступил на одну специальность, бакалавром стал по другой: у них, видите, ли оптимизация произошла в ЮУрГУ, а магистратуру заканчивает - по третьей! Той, оптимизированной кафедры опять нет. И, заметьте, меня, родителя- плательщика не то, что не спросили- желаем ли мы, даже в известность не ставили! нужно было старзу к немцам отправлять учиться отпрыска: и дешевле, и качественнее бы вышло.

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
S
r
Z
7
h
w
Enter the code without spaces.